Макошь | Дата: Вторник, 17.12.2019, 15:40 | Сообщение # 31 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25014
Статус: Убежал
| Макошь и Геката. Единая истина Современниками язычества Макошь отождествлена с Гекатой.
Мы легко убедимся, что Велес и Макошь образуют такую же мифологическую пару в нашем славянском эпосе, как Гермес и Геката - в эпосе древних греков.
Следует оговориться, что имя Макощи в эпоху православия в нижней ипостаси могло быть не иначе как Яга, не менее известна она и в светлой ипостаси Параскевы Пятницы.
Оснований к параллели Яги и Макощи немало, и прежде всего сопоставление функций прях - старшей Яги и ее сестер с одной стороны, пряхи Макощи - ”матери судеб”, Доли и Недоли - с иной. Вспоминаются в этой связи греческие мойры, римские парки, скандинавские норны, наконец, Матерь божия и две ее сестры из русских заговоров.
Характерно, что герой или героиня получают от них - Ягишн - в подарок путеводный клубок, сродни нити Ариадны. Вот этот известный миф в переложении А.Афанасьева под названием "Перышко Финиста ясна сокола". В поисках суженого приходит краса девица к избушке и стучится:
"- Хозяин с хозяюшкой! Укройте от темныя ночи. Отвечает старушка: - Милости просим, красная девица! Куда идешь, голубушка? - Ах, бабушка! Ищу Финиста ясна сокола. - Ну, красная девица, далеко же тебе искать будет! Наутро говорит старуха: -Ступай теперь к моей средней сестре, она тебя добру научит; а вот тебе мой подарок: серебряное донце, золотое веретенце; станешь кудель прясть – золотая нитка потянется. Потом взяла клубочек, покатила по дороге и наказала вслед за ним идти, куда клубочек покатится, туда и путь держи!" Если же "взять серебряное донце да золотое веретенце и сесть прясть – из кудели нитка тянется, нитка не простая, а чиста золота".
У третьей – старшей сестры, которая знает поболе двух первых, красна девица узнает, где искать Финиста. На этот раз она получает в подарок "золотое пялечко да иголочку: ты только пялечко держи, а иголочка сама вышивать будет".
Нередко клубочек герою дает некий Старый Старик, подменяющий собой Ягу (см “Царевна-Лягушка”).
Итак, давайте проведем сопоставление:
а). Геката Трития – покровительница путей и перекрестков, таким образом и Макошь – это покровительница путей и проводник из одного мира в другой. Аналогичные функции имеет Яга, по русским сказкам. Гермес и Велес – покровители путешественников и Водчие в Иной мир.
б). Геката – богиня магии и колдовства. "К Мокуши ходют гадать" еще в девятнадцатом веке. Яга – ведунья и колдунья. Гермес и Велес – боги магии и волшебства. Нонн Панополитанский говорит о Гермесе, что "вещие бога уста пророческой речью звучали" ("Деяния Диониса",IX, 60).
в). Геката – скотья богиня, "вместе с Гермесом на скотных дворах она множит скотину..."(Гесиод, "Теогония" 445-447), "Мокуша стрежет овец", Ма – мать, кош – корень из слова "кошара". Велес как раз тоже "скотий бог". Яга владеет стадом кобылиц (вариант – коров или овец), которых в качестве испытания дает пасти Ивану-царевичу или его "однофамильцу".
г). Геката – "вверил ей Зевс попеченье о детях, которые узрят после богини Гекаты восход многовидящей Эос" (Гесиод, "Теогония" 450-452). Таким образом Геката впускает в этот мир детей в процессе их рождения. Макошь на вышивках изображена рожающей женщиной в окружении рожаниц-Лосих, "ма"- матерь. Яга припекает детей в печи, изгоняя собачью старость, "ягать" – диалектное "орать при родах", Яга – старая матерая баба – повитуха, которая посвящает дите в ребенка определенного пола погружая его в печь – символ материнского лона, после чего, как бы родившись второй раз, дите и становится человеком. Плутарх прямо указывает, что Гермес -"божество, которое тайно наблюдает за рождением, считается "похитителем быков" ("О пещере нимф", 18). Род, Велес, Тур и Ярила отнесены Рыбаковым к одной группе ("Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и въ томъ ражаются дети"), фривольные игрища в честь Велеса-Тура были направлены на вспомоществование по продлению рода.
д). Геката – богиня случая, удачи, счастья, судьбы -
"Если на мужегубительный бой снаряжаются люди, Рядом становится с теми Геката, кому пожелает Дать благосклонно победу и славою имя украсить. Возле достойных царей на суде восседает богиня. Очень полезна она, и когда состязаются люди: Рядом становится с ними богиня и помощь дает им. Мощью и силой кто победит – получает награду, Радуясь в сердце своем, и родителям славу приносит. Конникам также дает она помощь, когда пожелает, Также и тем, кто средь синих, губительных волн промышляя, Станет молиться Гекате и шумному Энносигею. Очень легко на охоте дает она много добычи, Очень легко, коль захочет, покажет ее – и отнимет." (Гесиод "Теогония", 431-442)
Яга дает герою вещи, которые приносят ему удачу на охоте ли, в добывании чего бы то ни было, в походе. Она дает путеводный клубок, помогает герою в состязании и игре обыграть более сильного противника, того же Змея Горыныча. Макощь – богиня судьбы, мать случая (ма-кощ), как Параскева Пятница – дающая благополучие. Гермес – бог удачи, бог богатства, покровитель в бедах (Гомер, "Одиссея", XXIV,10). В его руках "состязание и жребий наград" (Пиндар. "Олимпийские песни", 6, 4э.) Велес, понятно, бог богатства, покровитель купцов и путешественников под именем св.Николая, бог удачи.
Таким образом, славянин чтит Велеса, а жена его, словенского роду, должна чтить Макошь-Ягу, ведающую той же Силой.
Если обратиться к аналогам Велеса у индоевропейцев в этой части, то мы обнаружим следующее. Гермес у эллинов - родитель Гермафродита (сын Афродиты и Гермеса). Намеки на двуполость есть у эддических аналогов Велеса и Гермеса – Локи и Одина. Первый в образе кобылы рожал Слейпнира (он "муж рожалый"). А сам Один – единственный из асов и ванов практикует женскую и мужскую магии одновременно, в чем обвиняет его тот же Локи, сравнивая с сейдовской бабой ("Перебранка Локи", 22). Скорее всего Один под именем Одд сожительствовал со скандинавской богиней любви – Фрейей (параллель с Гермесом-Афродитой очевидна). Ведийский аналоги Велеса - Шива сам - “Ардханаришва” (Двуполый). Тут надо отметить, что шиваистская тантрическая магия подразумевает "дакшиначару" (тантру правой руки) и "вамачару" (тантру левой руки). Вероятно, это отражение представления о единении Рудры и Шакти-Дэви. Не с этим ли связано поминание Мокоша-Мокоса, т.е. Велеса, то в женском, то в мужском роде?.
Источник
|
|
| |