СВЯТОГОР — русский былинный бoгатырь. В русском былинном эпосе тяжести его не выдерживает «мать — сыра земля», но сам он не может превозмочь тяги земной, заключенной в суме; пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. СВЯТОГОР воплощение первобытной силы (его первая встреча с Ильёй Муромцем, которого СВЯТОГОР кладет в карман вместе с конем, - типичное деяние древнего великана), неприменимой и поэтому обреченной на гибель. Илья и СВЯТОГОР примеряют гроб, встреченный ими на пути, тот оказывается впору СВЯТОГОРУ, который не может снять крышки. Перед смертью СВЯТОГОР с дыханием передает Илье лишь часть своей силы (герою нужна человеческая, а не великанская сила).
Гибель СВЯТОГОРА при безуспешной попытке вытянуть из земли «суму переметную» и смерть в каменном гробу связаны с землей: СВЯТОГОР не может осилить землю, земля не может носить СВЯТОГОРА. Земля и СВЯТОГОР в некотором роде антагонисты; недаром СВЯТОГОР похваляется: «Как бы я тяги нашел, так я бы всю землю поднял». Вместе с тем СВЯТОГОР связан с землей, с ее темными хтоническими силами: он лежит на земле или на горе (иногда — сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель хтонической силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: СВЯТОГОР позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применение — героически - воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно - производительного (как у Микулы Селяниновича).
СВЯТОГОР изолирован от других героев былинного эпоса , не совершает никаких подвигов. В отличие от других богатырей СВЯТОГОРнеподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы). Святые горы, как и их обитатель и хозяин, противопоставлены в былинах Святой Руси. В одном из вариантов былины СВЯТОГОР сообщает своему отцу, что был далеко на Святой Руси, но ничего не видел и не слышал, а только привез оттуда богатыря (характерно, что отец СВЯТОГОР — «темный», т.е. слепой,— признак существа иного мира, ср. Вий). Совпадение названия места и мифологического персонажа (Святая гора: Святогор), неразличение деятеля и места глубоко архаичны.
Связь СВЯТОГОРА с горой может оказаться непервичной. К тому же эта гора должна пониматься не как самое высокое святое место, а как преграда на пути, место неосвоенное, дикое. В поздних версиях СВЯТОГОР щадит Илью Муромца, передает ему свою силу (хотя и предлагает Илье третий раз вдохнуть ею дух или лизнуть кровавую пену, что привело бы к гибели Ильи), сознает свою обреченность и проявляет покорность судьбе. В этом «улучшении» образа СВЯТОГОРА сыграл роль и внешний фактор — эпитет «святой». Имя СВЯТОГОРА, является, видимо, результатом «выпрямления» первоначального имени, близкого названиям типа Вострогор, Вострогот, принадлежащим мифологической птице, связанной с горами в Голубиной книге («Вострогор — от птица да всем птицам птица»; «Вострогот птица вострепещется, а Фаорот гора вся да восколеблется» и т. п.).
Другие формы делают возможным предположение о связи имени СВЯТОГОР с иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого — сокол; ср. также птицу Рарога. В этом контексте не только имя СВЯТОГОРА, но и отдельные черты его (хвастовство, сверхсила, смерть, связанная с камнем или землей, присутствие другого богатыря, не поддавшегося той же смерти) находят точные параллели в иранском мифе о каменном (камнеруком) богатыре Снавидке, погибшем от хвастовства.
СВЯТОГОР старше многих богов. Много загадочного в образе Святогора. Отчего, например, он обитает в горном месте, вязнет в земле, будто в топком болоте, и не может поднять суму, где спрятана вся «тяга земная»? Почему не охраняет границы Святой Руси, как Илья и другие богатыри, не пашет землю, подобно Микуле Селяниновичу? СВЯТОГОР — сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. Его отец назван «темным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ. Рожден же СВЯТОГОР был для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда темных чудищ из Нави.
Вход туда находился у подножия столпа, на котором держалось небо. Сам же столп (или Мировое древо) находился в святых горах, откуда и происходит имя великана. Нелегкое это дело — стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи — Горыня, Дубыня и Усыня, — были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий поставил трех своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора.
Огромный вес СВЯТОГОРа мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Все же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы. Богиня предрекла великану, что он женится на змеедеве. Огорчился великан, но решил отыскать суженую — может, не так уж она и страшна? Отправился в дальние моря, от одного острова к другому перебирался. И наконец увидел змею. Решил СВЯТОГОР, что лучше уж холостяком помереть, чем на таком страшилище жениться. Отвернулся и ударил по ней мечом. Потом кинул золотой алтын во искупление содеянного и, заливаясь горючими слезами, побрел прочь.
Меж тем удар СВЯТОГОРа оказал волшебное действие на змею: она освободилась от наложенного на нее заклятья и стала, как прежде, прекрасной девушкой Пленкой. Подняла красавица золотой алтын. Он оказался неразменным, и она отдала его горожанам. Те пустили монету в оборот и вскоре несказанно разбогатели. Не забыли они и свою благодетельницу — щедро одарили Пленку, а она на полученные деньги снарядила караван и отправилась на поиски спасителя. Долго ли, коротко ли странствовала, но нашла СВЯТОГОРа и поведала ему свою историю. Великан не сразу поверил, что эта краса девица и есть та самая змея, которую он зарубил. Потом махнул рукой: мало ли какие чудеса на свете случаются! Женился на Пленке, как и предсказала Мокошь, а вскоре у них дочери родились — Пленкини.
Эта история стала известна и в Греции: Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими.
Много еще повестей о СВЯТОГОРе сложено, всех и не перескажешь. Напомним лишь одну из них. Надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть. Силой его Род не обделил и с работой СВЯТОГОР справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов.
Эх, знал бы, что любое желание имеет еще и оборотную сторону, так, наверное, остерегся бы просить ума и силы. «Будешь ты сильнее Сварожичей, но тебя самого осилит камень, — ответил ему Вышний. — Станешь мудрее богов, а человек-то тебя и обманет!» Лишь ухмыльнулся великан в ответ, не поверил сказанному. Уж ему ли, построившему из скал лестницу в небеса, камушка какого-то опасаться! Ну, а мелкий род людской, что жучки под ногами, что они могут ему сделать?А вышло все по слову Всевышнего. И каменный гроб, в который шутя прилег СВЯТОГОР, стал его последним пристанищем, да и богатырь Илья Муромец перехитрил великана. А, может, оно и к лучшему: прошло время великанов, наступала эра людей. Да и устал Святогор от вечной жизни, пора было уж ему и отдохнуть. Успел он только с последним дыханием передать часть силы своей богатырю.
Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002 Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997 В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003 Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002
Святогор был рожден Родом в начале времен, дабы охранять путь в Новь ко столбу, который поддерживает небесный свод.
От Макоши он узнал, что ему суждено жениться на чудовище, которое живет за морем. Опечалившись от такой вести, Святогор отправился к далеким островам.
На одном острове он нашел обезлюдевший бедный городок с обветшавшими домиками. А на развалинах городского замка он увидел Змею - свою суженую. Ужаснувшись, Святогорударил ее волшебным мечом, а потом, дабы замолить свершенное, оставил на алтаре полуразрушенного храма золотой алтын. От удара волшебного меча Змея превратилась в прекрасную царицу Пленку. Волшебный алтын Святогора, пущенный Пленкою в оборот, принес городу неисчислимые богатства. Город вновь стал многолюдным, в нем были построены прекрасные дворцы и храмы.
Пленка снарядила караван кораблей, нагруженных золотом и драгоценными камнями, и отправилась торговать за море к Царьграду, где правил Святогор. В Царьграде она встретила Святогора, и они поженились. У Святогора и Пленки родилось много дочерей Пленкинь. Так исполнилось предсказание Макоши.
Quote
*Истоком мифа о Святогоре и Пленке послужили русские былины и сказки о Святогоре. Существует только одно свидетельство о родителе Святогора. В одной былине он назван - слепым, то есть отождествлен с Вием. Так Святогора спутали с Горынычами, сынами Вия. Однако Святогор принадлежит к старшему поколению богов. Это значит, он старше Перуна, ровесник Сварога - он сын Рода.
СВЯТОГОР И ВАН Высоко в Святых горах стоит столп, который подпирает небесный свод. Этот столп охраняет Святогор, он проезжает вокруг него на своем коне. Конь его - выше леса стоячего, задевает шлем тучи ходячие.
Святогорпознал много мудрости и проведал путь к небесному царству. Он был столь силен и мудр, что взгромоздил гору на гору и поднялся на небосвод. Он прошел по звездной дороге к трону Всевышнего. И сказал ему Всевышний: - Я исполню любое твое желание, не проси лишь царства небесного и Ирия светлого!
И тогда Святогор попросил сделать его сильнее и мудрее всех богов и духов, всех сынов Сварога. Исполнил его желание Всевышний и сказал ему: - Ты будешь сильнее всех сынов Сварога, но тебя пересилит Камень! Будешь ты мудрее богов, но от хитрости человечьей не убережешься!
Очень удивился Святогор, ибо он, сын Матери Сырой Земли, не боялся камней. Не страшился он и людской хитрости, ибо почитал себя умнее любого из людей.
А в это время на Земле родился человек - Ван. Поговаривали, что он был сыном Деваны и внуком Перуна. Вырос Ваня и узнал, что у Святогора есть прекрасная дочь - Меря. И тогда он явился к Святогору и стал просить руки Мери. Рассердился Святогор, ибо до сей поры ни один простой смертный еще не женился на богине. И сказал он Ване: «Давай сделаем так. Ты будешь прятаться от меня три раза, если сумеешь - твоею будет Меря. А не сумеешь, не прогневись, потеряешь голову». Ваня обернулся вязом и встал в лесу, но нашел его Святогор. Тогда он обернулся звездою и спрятался среди звезд, но и тут его Святогор отыскал. Не мог Ван скрыться от Святогора, ибо имел СвятогорВещерскую книгу, которая все ему рассказывала.
И тогда Ваня нашел птицу Гамаюн и спросил ее, как спрятаться от Святогора. И Гамаюн дала ему три волшебных перышка. Ваня помахал волшебными перьями над Вещерской книгой и приказал ей молчать, а потом обернулся кольцом на руке своей суженой - Мери. Не смог найти Святогор Ваню и в досаде сжег Вещерскую книгу, а потом обвенчал Ваню и Мерю.
СВЯТОГОР И ТЯГА ЗЕМНАЯ Святогора Всевышний наделил такой силой, что он не мог сходить со Святых гор, ибо не держала его Мать Сыра Земля. Узнал про ту силушку Святогора Громовержец Ильм (или Перун) и решил ее испытать. Он сел на Бурю-коня, и отправился к Святым горам. Доехал до Святогора, сказал, что вызывает его на бой. А Святогор ответил ему: - Где тебе мою силушку сведать! Ты силен, бог Ильм, средь Сварожичей - не осилишь ты сына Сырой Земли!
Видит Ильм - не совладать ему со Святогором. И тогда он решил с ним побрататься. И поехали они вместе по Святым горам. Тут увидели побратимы, что впереди идет путник. Через плечо путника перекинута сумочка переметная. Стали его догонять, пустили коней вскачь, а догнать не могут. Окликнули они прохожего, тот остановился. И тогда они спросили, что он прячет в сумочке. Положил прохожий сумочку и сказал: - Если подымите сумочку, узнаете. Попробовал поднять Ильм, из сил выбился, но не смог, только по колени увяз в земле.
Тогда за дело взялся сам Святогор. Оторвал он сумочку от земли, и сам по пояс в землю увяз. И сказал Святогор: - Что же в сумку твою понакладено, что я сумку ту не могу поднять? Видно, мне, Святогорушке, смерть пришла! Отвечал Святогору прохожий: - В этой сумочке тяга земная, в ней лежит сам Черный Камень. И тогда Ильм и Святогор спросили: - Кто ты будешь, прохожий, по отчеству? - Велес я - сын Сурьи с Амелфою.
Так исполнилось реченное Всевышним. Победил Святогора Камень, и обратился он в гору (Арарат), а в небесах он стал Святовитом. От Святогора и его дочерей ведут свой род многие народы Европы и Азии.
Из песен Гамаюн ...И тогда родил Святогора Вий – Диво-дивное, чудо-чудное. От рожденья его богатырского потряслася вся поднебесная. Так велик Святогор, что и Мать Земля еле-еле носит детинушку. Он не может ходить по Сырой Земле, он велик, как гора, ходит он по горам, на спине только горы высокие Святогора могут удерживать. И тому Святогору сам Свaрог небесный коня подарил. Он велел Святогору вкруг столба дозором объезживать и во веки веков охранять его..
...И пошли, поползли ко Рипейским горам Силы грозные, силы темные. Велес ринулся, Вий - подземельный князь, Змей – Поддонный Царь, мощный Святогор, вслед за ними - Горыни Виевичи.
Дата: Воскресенье, 22.03.2009, 22:25 | Сообщение # 5
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25076
Статус: Убежал
СВЯТОГОРОВ МЕЧ
Громовым Знаменьем расколоты Небеса – ярится Гневный Бог, дрожит Земля. Словно падающие звёзды – Стрелы-Молоньи Его, вычурными хитросплетениями – дождевые нити, как мосты от Неба до Земли (так ли уж они далеки друг от друга – Отец-Небо и Мать-Земля?..) – невесомые Ра-Дуги.
Разбиваются дождевые капли о зелёный лесной щит, стекают по молодой листве да по древним стволам во сырые мхи, в остролистые травы – и далее до самых корней. Там, глубоко в Земле, под заветным Камнем скрыт до поры волшебный Меч-Кладенец волотов – нетленный Святогоров Дар.
Бьёт Перун Громовой Палицей о Каменну Твердь – гудит Земля, падает лист со Священного Дуба, дрожмя дрожит всяк живот лесной во страхе. Но – крепок бел-горюч Камень, глубоко сокрыт таинственный Клад: видать, не вышел ещё заповеданный Срок…
Когда откроется людям сей Клад – кто знает?.. Зорко стерегут – крепко берегут его тени древних великанов-волотов, зримые лишь в сумерках да в предрассветной туманной мгле. И лучится из-под Земли таинственный Свет, бьющий ввысь из давно позабытых-позаброшенных курганов их, и уходит мерцающим остриём в Вечное Небо… Слава Роду!
Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле, Никого-то Святогор он не нахаживал, С кем бы силою богатырскою помериться; А сам чует в себе силу он великую, Чует - живчиком по жилкам растекается. Грузно с силы Святогору, как от бремени И промолвил Святогор-свет, похваляючись: "По моей ли да по силе богатырской Каб державу мне найти, всю землю поднял бы". С тех слов увидел Святогор прохожего, - Сдалёка в степи идет прохожий с сумочкой, - И поехал Святогор к тому прохожему. Едет рысью, все прохожий идет передом, - Во всю прыть не может он догнать прохожего. Закричал тут Святогор да громким голосом: "Гой, прохожий человек, пожди немножечко, не могу догнать тебя я на добром коне". Сдалека прохожий Святогора слушался, Становился с плеч на землю бросал сумочку. Наезжает Святогор на эту сумочку, Своей плеточкой он сумочку пощупывал, - Как урослая, та сумочка не тронется. Святогор с коня перстом её потрогивал, - Не сворохнется та сумка, не шевельнется. Святогор с коня хватал рукой, потягивал, - Как урослая та сумка не поднимется. Слез с коня тут Святогор, взялся за сумочку, Он приладился, взялся руками обеими, Во всю силу богатырску принатужился, - От натуги по белу лицу ала кровь пошла, А поднял суму от земли только на волос, По колено ж сам он в Мать-сыру-Землю угряз. Взговорит ли Святогор тут громким голосом: "Ты скажи мне, прохожий, правду истину, А и что, скажи ты, в сумочке накладено?" Взговорит ему прохожий да на те слова: "Тяга в сумочке от Матери-сырой-Земли". Взговорит тут Святогор да ко прохожему: "А ты сам кто есть, как звать тебя по имени?" Взговорит ему прохожий ли на те слова: "Я Микула есмъ; мужик я Селянинович, Я Микула, - меня любит Мать-сыра-Земля".
Святогор - в славянской мифологии один из самых загадочных персонажей. Упоминается в русском былинном эпосе. Святогора трудно назвать героем, потому что, собственно, никаких подвигов он не совершает. Чем-то величественным, суровым и даже трагическим веет от его облика. Он выглядит одиноким скитальцем — без дома, без родных, без спутников и даже — без родной земли: она его «не носит», не выдерживает. Он привязан только к Святым горам:
Мне не придано тут ездить на святую Русь, Мне позволено тут ездить по горам да по высокиим...
Он — обладатель колоссальной силы, под стать великанам, но применить ему ее некуда. Он едет в поле, спотешается, Он бросает палииу булатную Выше лесушку стоячего, Ниже облаку да ходячего, Улетает эта палииа Высоко да по поднебесью; Когда палииа да вниз спускается, Он подхватывает да одной рукой...
А в другом варианте — еще выразительнее: «Не с кем Святогору силой померяться, а сила-то по жилочкам так живчиком и переливается. Грузно от силушки, как от тяжелого беремени».
Подобно Волху, Святогор пришел из древней мифологии: с ним были связаны представления о горных великанах, воплощавших величие гор. Но, в отличие от Волха, Святогор не нашел своего места в новой жизни, не встал рядом с киевскими богатырями, защищавшими Русь от внешних врагов. Он остался персонажем старого мира и оказался обреченным на гибель. В былинах о Святогоре кроется некий глубинный философский смысл, который, вероятно, разные поколения разгадывали по-разному. Былины о Святогоре — это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта — не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может. Однажды богатырь наезжает в поле на «маленькую сумочку переметную».
Хотел поднять погонялкой эту сумочку — Эта сумочка да не ворохнется; Опустился Святогор да со добра коня, Он берет сумочку да одной рукой — Эта сумочка да не сшевелится; Как берет он обема рукам, Принатужился он силой богатырской, По колен ушел да в мать сыру землю — Эта сумочка да не сшевелится, — Не сшевелится да не поднимется.
В варианте, который, вероятно, в наибольшей степени соответствует трактовкам Древней Руси, развязка такая: «По колена Святогор в землю угряз, а по белу лицу не слезы, а кровь течет. Где Святогор увяз, тут и встать не мог, тут ему было и кончение». Что такое эта сумочка? В известных нам текстах XIX—XX веков есть такие объяснения: «В сумочке... тяга земная», «тягость от матушки сырой земли», «весь земной груз сложен». Значит, богатырь отважился состязаться, в силе со всей земной мощью великой и потерпел поражение. Уже в Древней Руси понимали: землю не надо ни поднимать, ни переворачивать — ее надо обустраивать и оберегать. Но богатырь старых времен, призванный для глобальных дел, оказался к этому не способен. И поэтому он обречен.
В другой былине гибель Святогора происходит по-иному. Святогор в сопровождении Ильи Муромца наезжает на пустой гроб. Богатыри примеривают его — Илье Муромцу он оказывается велик, а Святогору — как раз по росту. Говорит Святогор да Илье Муромцу: «Ли же ты Илья да мой меньший брат! Ты покрой-ка крышечку дубовую, Полежу в гробу я, полюбу юс я». Как закрыл Илья крышечку дубовую, И говорит Святогор таковы слова.: «Ай же ты Ильюшенька да Муромеу,! Мне в гробу лежать да тяжелешенько, Мне дышать-то нечем да тошнехонько. Ты открой-ка крышечку дубовую, Ты подай-ка мне да свежа воздуху». Как крышечка не поднимается, Даже щелочка не открывается, Говорит Святогор да таковы слова: «Ты разбей-ка крышечку саблей вострою». Илья Святогора послушался, Берет он саблю вострую, Ударяет по гробу дубовому, — А куда ударит Илья Муромеи, Тут становятся обручи железные. Начал бить Илья да вдоль и поперек, Все железные обручи становятся. Говорит Святого? таковы слова: «Видно, тут мне, богатырю, кончинушка, Ты схорони меня да во сыру землю».
Во введении к главам о русских богатырях мы уже говорили, что в былинах редко встретим «натуральные» картины жизни, а чаще преобладают картины фантастические или, можно сказать, условные, неправдоподобные. Но через эту условность и фантасмагорию с поразительной силой и остротой открываются нам сложнейшие жизненные ситуации. Очевидно, что встреча Святогора со своей смертью-гробом предуказана, ее не отвратить. Более того, попытки спастись лишь приближают гибель. Илья Муромец исполняет просьбы Святогора, чтобы вызволить его из гроба, но каждое действие Ильи на самом деле лишь приближает трагическую развязку и делает спасение Святогора невозможным. Когда Святогор осознает, что конец его близок, он решается высказать свою последнюю волю: он хочет передать Илье Муромцу громадную силу — единственное наследство, которое может от него остаться. По одним вариантам, Илье нужно наклониться к гробу, и Святогор дыхнет ему в лицо. По другим — он передаст силу через слюну. Однако во всех сучаях Илья отказывается. ...
Святогор связан с землёй, с её тёмными хтоническими силами: он лежит на земле или на горе (иногда - сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель хтонической силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения - героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича). Святогор изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов.
В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы). Святые горы, как и их обитатель и хозяин, противопоставлены в былинах Святой Руси. В одном из вариантов былины Святогор сообщает своему отцу, что был далеко на Святой Руси, но ничего не видел и не слышал, а только привёз оттуда богатыря (характерно, что отец Святогора - «тёмный», т.е. слепой, - признак существа иного мира). Совпадения названия места и мифологического персонажа (Святая гора: Святогор), неразличение деятеля и места глубоко архаично. Связь Святогора с горой может оказаться непервичной. К тому же эта гора должна пониматься не как самое высокое святое место, а как преграда на пути, место неосвоенное, дикое. В этом смысле Святогор находится в одном ряду с такими же бесполезными хтоническими богатырями русских сказок, как Горыня, Дубыня и Усыня: не случайно в одной из былин Святогор назван Горынычем, что соотносит его и с Горыней и со Змеем Горынычем. В реконструкции Святогор - хтоническое существо, возможно, открыто враждебное людям.
Другие формы, типа русского «веретник» (существо птицезмеиной природы, вампир), делают возможным предположение о связи этих имён и имени Святогора с иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого - сокол; ср. также птицу Рарога. В этом контексте не только имя Святогора, но и отдельные черты его (хвастовство, сверхсила, смерть, связанная с камнем или землёй, присутствие другого богатыря, не поддавшегося той же смерти) находят точные параллели в иранском мифе о каменном (камнеруком) богатыре Снавидке, погибшем от хвастовства.
Дата: Понедельник, 21.12.2009, 14:48 | Сообщение # 8
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25076
Статус: Убежал
СВЯТОГОР
В "Книге Коляды" сказано, что Род родил Святогора в начале времен. Его задачей было охранять путь к столбу, который поддерживает звездное небо. Это путь в духовный мир, в мир Навь.
Судьба Святогора была предопределена. Судьбами всех ведала Макошь. От нее Святогор узнал, что ему суждено жениться на девушке, которая временно в образе чудовища живет далеко за морем. Святогор отправился в далекий путь на поиски своей суженой. Наконец он увидел ее в образе Змеи. Святогор ударил в испуге Змею своим волшебным мечом, и она превратилась в прекрасную царицу Пленку. Царицу превратил в Змею Черноморский Змей за то, что она отказалась выйти за него замуж.
Святогор обогатил городок, в котором происходили эти события. Золотой алтын, который Святогор оставил на алтаре городского храма, обернулся огромным богатством. Это богатство возродило город. Он стал многолюдным, зажиточным, богатым. В нем построили прекрасные храмы и дворцы.
Святогор правил в Царьграде. К нему направилась царица Пленка с караваном кораблей, нагруженных драгоценными камнями и золотом. Она намеревалась там, за морем, торговать. В Царьграде Святогор и Пленка поженились. У них появилось много дочерей.
Сам же Святогор старше даже Перуна, который является ровесником Сварога. В "Книге Велеса" Святовит - это Святогор.
Как уже было сказано, задачей Святогора было охранять столб, который подпирает небесный свод. Позднее у греков Атлант держит небо. Этот особый столб находился в Святых горах. Святогор на коне едет вокруг столба. Но конь его не простой. Он выше леса. Поэтому шлем Святогора задевает даже тучи ходячие.
Святогору был известен путь к самому Всевышнему. Ведь его родил сам Род. Святогор из гор выстроил лестницу и забрался на небосвод. Дальше по звездной дороге (Млечному Пути) он прошел к Трону Всевышнего.
У Всевышнего Святогор попросил сделать его мудрее и сильнее всех богов и духов. Всевышний дал ему силу и мудрость, но при этом предупредил: "Тебя пересилит Камень! Будешь ты мудрее богов, но от хитрости человечьей не убережешься!" Так все и случилось. У богини Деваны был сын. Он приходился Перуну внуком. Но сам он был человеком. Звали его Ван. Ван влюбился в дочь Святогора Мерю. Но Меря была богиней, и Святогор посчитал этот брак неравным. Святогор предложил решить вопрос следующим образом. Он сказал Вану: "Давай сделаем так. Ты будешь прятаться от меня три раза, если сумеешь - твоею будет Меря. А не сумеешь, не прогневись, - потеряешь голову". Вначале Ван обернулся вязом. Но Святогор нашел его в лесу. Даже когда Ван превратился в звезду, Святогор его разоблачил. Святогор знал все, он был вещим, он имел Вещерскую книгу. Оттуда он черпал всю информацию. Вану помогла птица Гамаюн.
Она дала ему три волшебных перышка. Ван "запечатал" Вещерскую книгу, приказал ей молчать. Для этого он помахал над книгой волшебными перьями. Затем совершил и еще одно волшебство - сделался кольцом на руке у Мери. Так Ван победил Святогора, и тому ничего не оставалось, как благословить Вана и Мерю. В "Книге Коляды" сказано:
Стали жить они поживать. Святогор-царь с Пленкою правили. Ван с Мерей родили сына, Дали ему имя Садко.
Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти; Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни сосна, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит, - муравью и тому поживиться на голых скалах нечем. Только богатырь Святогор разъезжает между утёсов на своём могучем коне. Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает.
Ездит старый по Святым горам. Тут колеблется мать сыра земля, Осыпаются камни в пропасти, Выливаются быстры реченьки. Ростом богатырь Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вся вода из реки выплеснется. Ездит он сутки, другие, третьи ,- остановится, раскинет шатёр - ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредёт. Скучно Святогору-богатырю, тоскливо старому: в горах не с кем слова перемолвить, не с кем силой помериться. Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, растрясти бы силу, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы святогорские под его тяжестью не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского. Тяжко Святогору от своей силы, носит он ее как трудное бремя. Рад бы половину силы отдать, да некому. Рад бы самый тяжкий труд справить, да труда по плечу не находится. За что рукой ни возьмётся - всё в крошки рассыплется, в блин расплющится. Стал бы он леса корчевать, да для него леса - что луговая трава Стал бы он горы ворочать, да это никому не надобно... Так и ездит он один по Святым горам, голову от тоски ниже гнёт... - Эх, найти бы мне земную тягу, я бы в небо кольцо вбил, привязал к кольцу цепь железную; притянул бы небо к земле, повернул бы землю краем вверх, небо с землёй смешал - поистратил бы немного силушки! Да где её - тягу - найти! Едет раз Святогор по долине между утёсов, и вдруг-впереди живой человек идёт! Идёт невзрачный мужичок, лаптями притоптывает, на плече несёт перемётную суму. Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться, - стал мужичка догонять. Тот идёт себе, не спешит, а Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужика не может. Идёт мужичок, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает. Скачет Святогор во всю прыть-всё прохожий впереди! Едет шагом - всё не догнать! Закричал ему Святогор: - Эй, прохожий молодец, подожди меня! Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь. Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает: - Что это у тебя за ноша в этой сумочке? - А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней но полю. Рассмеялся Святогор так, что горы затряслись; хотел сумочку плёткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьём толкать - не шелохнётся, пробовал пальцем поднять-не поднимается... Слез Святогор с коня, взял правой рукой сумочку - на волос не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы - только до колен поднял.
Глядь - а сам по колено в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь течёт, сердце замерло... Бросил Святогор сумочку, на землю упал,- по горам-долам гул пошёл. Еле отдышался богатырь - Ты скажи мне, что у тебя в сумочке положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу! - Почему не сказать - скажу: в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит. Опустил Спятогор голову: - Вот что значит тяга земная. А кто ты сам и как зовут тебя, прохожий человек? - Пахарь я, Микула Селянинович - Вижу я, добрый человек, любит тебя мать сыра земля! Может, ты мне про судьбу мою расскажешь? Тяжко мне одному по горам скакать, не могу я больше так на свете жить. - Поезжай, богатырь, до Северных гор. У тех гор стоит железная кузница. В той кузнице кузнец всем судьбу куёт, у него и про свою судьбу узнаешь. Вскинул Микула Селянинович сумочку на плечо и зашагал прочь. А Святогор на коня вскочил и поскакал к Северным горам.
Ехал-ехал Святогор три дня, три ночи, трое суток спать не ложился - доехал до Северных гор. Тут утёсы ещё голей, пропасти ещё черней, реки глубокие бурливее... Под самым облаком, на голой скале увидал Святогор железную кузницу. В кузнице яркий огонь горит, из кузницы чёрный дым валит, звон-стук по всей округе идёт. Зашёл Святогор в кузницу и видит: стоит у наковальни седой старичок, одной рукой мехи раздувает, другой - молотом по наковальне бьёт, а на наковальне-то не видно ничего. - Кузнец, кузнец, что ты, батюшка, куёшь? - Подойди поближе, наклонись пониже! Нагнулся Святогор, поглядел и удивился: куёт кузнец два тонких волоса. - Что это у тебя, кузнец? - Вот два волоса окую, волос с волосом совью - два человека и женятся. - А на ком мне жениться судьба велит? - Твоя невеста на краю гор в ветхой избушке живёт. Поехал Святогор на край гор, нашёл ветхую избушку. Вошёл в неё богатырь, положил на стол подарок-сумку с золотом. Огляделся Святогор и видит: лежит недвижно на лавке девушка, вся корой и струпьями покрыта, глаз не открывает. Жаль её стало Святогору.
Что так лежит и мучается? И смерть не идёт, и жизни нету. Выхватил Святогор свой острый меч, хотел ударить девушку, да рука не поднялась. Упал меч на дубовый пол. Святогор выскочил из избушки, на коня сел и поскакал к Святым горам. А девушка тем временем глаза открыла и видит: лежит на полу богатырский меч, на столе - мешок золота, а с неё вся кора свалилась, и тело у неё чистое, и силы у неё прибыли. Встала она, прошлась по горенке, вышла за порог, .нагнулась над озерком и ахнула: смотрит на неё из озера девица-красавица - и статна, и бела, и румяна, и очи ясные, и косы русые! Взяла она золото, что на столе лежало, построила корабли, нагрузила товарами и пустилась по синему морю торговать, счастье искать. Куда бы ни приехала, - весь народ бежит товары покупать, на красавицу любоваться. Слава о ней по всей Руси идёт: Вот доехала она до Святых гор, слух о ней и до Святогора дошёл. Захотелось ему тоже на красавицу поглядеть. Взглянул он на неё, и полюбилась ему девушка. - Вот это невеста по мне, за эту я посватаюсь! Полюбился и Святогор девушке. Поженились они, и стала жена Святогору про свою прежнюю жизнь рассказывать, как она тридцать лет лежала, корой покрытая, как вылечилась, как деньги на столе нашла. Удивился Святогор, да ничего жене не сказал. Бросила девушка торговать, по морям плавать, стала жить со Святогором на Святых горах.
Само имя Светогора указывает на его связь с почитавшимися некогда горами.
Этот исполин из каменного века. Он — Горыныч, то есть сын Горы, сам как утес, как гора. Но гора необычайная.
Вотчина Светогора — Светлые Горы. ОН — ХОЗЯИН — СТРАЖ этих гор (вспомните детскую забаву "Царь Горы"). Светогор — сын Матери-Земли, загадочно связанный с ней "тягой земной" (это не естественная сила земного притяжения, а явно нечто другое).
Светогор недвижим, спокоен и полон сосредоточенной силы. Он не совершает никаких видимых подвигов: спит на горе или дремлющий в "бездействии" разъезжает дозором на своем говорящем коне. Чужды ему человеческие мысли, чувств" и устремления.
В древнейших северных былинах Светогор — сам по себе: никого не встречает. Образы Ильи или Микулы, как поясняет блестящий знаток русского эпоса В. Я. Прооп, введены в былины и приурочены к Светогору много позже. Но и в позднейших былинах Светогор обрисован только внешне; загадочен его внутренний мир.
Наш Светогор такой исполин, перед которым греческие циклопы — просто малые ребята. Он настолько могуч, что и воевать то ему не с кем. Он сажает Илью вместе с его богатырским конем в карман, да там его и забывает. Крайнее преувеличение его несоизмеримой величины, потрясающей тяжести и мощи указывает на то, что сила эта не грубая физическая, а качественно ИНАЯ, не от мира сего.
"Ты силен между людьми, будь между ними силен, а со мной нечего тебе силы мерить ", говорит Светогор Илье. Сила Светогора - НЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ, ибо сам он родом со СВЕТЛЫХ ГОР — ПОТУСТОРОННЕЙ СТРАНЫ ПРЕДКОВ. На своей "заставе богатырской" оберегает он их покой. ОН — ВОИН СВЕТА, НО СВЕТА ИНОГО — ТОГО СВЕТА.
Сопредельная обитель Предков — древние Светлые Горы противопоставлены "Святой Руси", а Светогор — ее новым "христолюбивым" богатырям. Светогор, как правило, никогда на "Святую Русь" (на землю) не спускается. Не может он этого делать из-за своей непомерной тяжести: "Не носит его Мать-Сыра-Земля". Да и не дано, "не позволено" выезжать с Горы (из царства мертвых) на Русь выходцу с того света.
Но Светогор — родоплеменной Пращур-Покровитель. А согласно древнейшим представлениям, от Чуров (Дедов) исходит живительная сила.
Общение с Духами заряжает людей "силушкой великой" и здоровьем, вдохновляет и воодушевляет. Светогор передает Илье силу вместе с дыханием: "Я дохну на тебя духом богатырским". Но преизбыток — смертельно опасен, и Илья всегда отказывается перенять у Светогор, а всю его силу, "принять его последний вздох".
Светогор задыхается в каменном гробу, сработанном для него зловещими жрецами. Жрецы эти олицетворяют мрак христианства, окутывающий на целое тысячелетие Родные Светлые Горы...
Прочти!1. Все используемые аудиовизуальные и текстовые материалы, ссылки на которые размещены на блоге, являются собственностью их изготовителя (владельца прав) и охраняются Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах", а также международными правовыми конвенциями. 2. Материалы берутся из открытых источников и предоставляются только для ознакомительного домашнего просмотра. 3. Ресурс не распространяет и не хранит электронные версии материалов. Коммерческое использование возможно после получения согласия правообладателя. 4.Авторам! Если Вы являетесь обладателем авторских прав на материал и против его использования на блоге, пожалуйста, свяжитесь с нами