Карельский Стоунхендж - Вотто-Ваара
При подготовке к экспедиции мы связались с Марком Шахновичем, который в многочисленных интернетных и печатных публикациях автором открытия в 1992 году древнего культового комплекса Вотто-Ваары и руководителем археологической экспедиции, проводившей там многолетние исследования.
На предложение принять участие в нашей экспедиции последовал весьма неожиданный ответ (дабы избежать недоразумений, здесь и далее привожу дословный текст из писем М.Шахновича, полученных по электронной почте):
"Необходимо начать с того, что Вы имеете пока неверное (...) представление о т.н. Смерть-горе. Никаких вырубленных элементов (лестниц, колодцев и т.п.) нет в наличии. Есть геологические ситуации пропущенные через болезненное или затуманенное наркотиками восприятие сопливых пацанов, начитавшихся эзотерического бреда или гуру, рубящих на этом копейку. Впервые вырвавшись от помоек у своих блочных пятиэтажек на природу они спешат разместить свои откровения в интернете. Если замахиваться не нечто не банальное, впечатляющее и профессиональное, ...то гору лучше отложить в сторону".
Отказ "автора открытия" от поездки к месту его открытия и от съемок фильма об этом открытии, мягко говоря, навел на размышления и вызвал смутные подозрения в том, что в чем-то дело здесь не чисто.
На наше же сообщение о профессионализме членов группы, достаточном для самостоятельных и трезвых выводов на основе реальных фактов, ответ также оказался более чем странным. Мы попросили ознакомить нас с данными археологических исследований, в которых Шахнович принимал непосредственное участие.
В интернете сообщалось, что в ходе этих исследований был найден фосфор, указывающий на многочисленные жертвоприношения на Смерть-горе в глубокой древности, в ходе которых духам приносились в жертву животные и бросались камни, обмазанные кровью. А вот, что ответил на мой запрос Шахнович: "Фосфор возник от выброса тектоники. Костей нет и в помине. Камень с кровью, это обычай саамов 18 века, проживавших в полутора тыс. км от данной Горы. Это все я написал в далеком 98-м году по просьбе моих приятелей художников с целью мистифицировать публику петрозаводскую перед планируемой выставкой."
Просьба же ознакомить с первичными данными исследований так и осталась без ответа...
Впрочем, странное поведение "автора открытия" разъяснилось сразу же, как мы прибыли на место.
Впервые на культовый комплекс Вотто-Ваары обратил внимание Сергей Михайлович Симонян — местный энтузиаст-поисковик, который случайно на него набрел в еще 1978 году, хотя и не считает себя автором какого-то открытия. Ведь уже тогда — в 1978 году — на местных скалах красовались привычные нам надписи типа "Игорь + Лена = любовь". Да и лесорубам были известны сейды, камни которых они иногда сбрасывали с обрыва, испытывая восторг от "красоты" их падения. — О, Русь!.. О, нравы... (Подробнее о том, каким образом к этому оказался причастен Шахнович — см. статью С.Симоняна "Мифы и реальность горы Вотто-Ваара".)
Частное мнение (А.Скляров): Когда кто-то присваивает чужое имущество, это называется кражей. Если кто-то, используя свое должностное положение, тоже извлекает собственную выгоду, это называется коррупцией. Оба деяния (пусть хотя и чаще всего лишь формально) преследуются по закону. Присвоение же себе звания автора открытия в схожих ситуациях уголовному преследованию не подлежит... А, может быть, зря?..
Не могу утверждать, что здесь был целенаправленный умысел. Но когда на протяжении многих лет человек молча взирает на то, что его называют в средствах массовой информации автором открытия, коим он абсолютно не является, это заставляет задуматься...
Смерть-горы, как оказалось, сразу две. Точнее: "Сопка смерти" (как называли ее сами партизаны) — высота, на которой погибла партизанская бригада. Ее отделяет порядка 5 километров от Вотто-Ваары, которую в интернете и именуют Смерть-горой. Впрочем, их путают и местные жители. Хотя, скорее всего, путают те, кто на них никогда и не был, — до ближайших населенных пунктов здесь не менее двух десятков километров (мы останавливались в п.Суккозеро, где имеется дом отдыха для локомотивных бригад).
Сейчас, пожалуй, уже не восстановить, каким образом возникла эта путаница, и почему к Вотто-Вааре "прилипло" это название. Вполне возможно, что и из-за того, что первые найденные С.Симоняном и его соратниками-поисковиками останки партизан были найдены именно на Вотто-Вааре, по склону которого выходили остатки бригады после рокового для нее боя. Основное место военных событий — "Сопку смерти" — поисковики нашли лишь позже...
Утверждение о некоей "безжизненности" Вотто-Ваары — откровенная фальсификация (в чем мы сразу и не сомневались практически). Ну нужно быть каким-то следопытом, чтобы услышать пение птиц или найти муравейники, которых здесь не меньше, чем в любом другом лесу. Муравейник нам попался и самом центре комплекса — амфитеатре Вотто-Ваары, а на самой высшей ее точке грелась на солнце небольшая гадюка. Уложенный каким-то шутником на камень лосиный рог и клочки медвежьей шерсти на ветках — явное указание, что водится здесь живность и покрупнее.
Заявления (в интернете) некоторых посетителей горы о том, что гора их "водила" и что здесь пропадают люди, также вызывает очень большие сомнения. Чтобы здесь заблудиться, нужно очень этого захотеть и сильно постараться. Лес на горе достаточно редкий, и с нее великолепно видно все окрестности. Да и вокруг — масса дорог, прорубленных для проезда лесовозов...
Амфитеатр Вотто-Ваары: Когда наконец выходишь из леса на открытое место кажется, что попадаешь на другую планету. Настолько неземным выглядит то, что открывается взору.
Огромное каменное кольцо вокруг впадины, в центре которой небольшое заболоченное озеро. Почти идеально круглый амфитеатр то тут, то там пересекают каменные лбы — выступы скальных пород, расколовшиеся на блоки разного размера. Какой-то упорядоченный хаос камней...
Чуть наклонная и очень плоская поверхность каменных лбов создает впечатление, что стоишь на стенах какого-то громадного сооружения...
Гряду местами пересекают глубокие прямые трещины. Трудно представить, что природа на такое способна. Поверхность камня в трещинах настолько ровная, что кажется почти отполированной. Такое впечатление, что кто-то, как на стройке, поставил рядом громадные плиты, оставив только небольшой зазор между ними, чтобы удобней было потом поднимать их краном.
Но это — лишь результат свойств местной породы — кварцита, структура которого и задает столь ровные плоскости при расколе.
Искусственных построек здесь нет. И когда проходит первая волна эмоций, сознание вынуждено признать, что название "Карельский Стоунхендж" похоже на сильное образное преувеличение. А амфитеатр Вотто-Ваары — прежде всего, геологический памятник.
Геология и гипотезы: Геологи считают, что трещины и разломы, да и сам амфитеатр, образовались в результате землетрясения около 9 тысяч лет назад.
Однако для этого требуется очень мощное землетрясение! Если общую форму и размеры громадных "блоков" амфитеатра — землетрясение никак не меньше 9-10 баллов! А то и все 12...
Следы мощного землетрясения видны и у подножия западной гряды, протянувшейся почти строго с юга на север. Хаос обломков... Масштабность этих катастрофических последствий у нас была возможность увидеть не только на самой гряде и амфитеатре, но и еще на подъезде к Вотто-Вааре. Там, где, благодаря лесорубам, оказался очищенным от деревьев большой участок местности. И камни, на которые непрерывно натыкаешься в лесу, оказываются здесь на виду. Деревья ничего уже не заслоняют, и видна общая картина хаоса...
Откуда здесь, в весьма сейсмоустойчивом регионе могло взяться землетрясение такой силы?.. Что могло быть его причиной?..
Геологи полагают, что этой причиной стало таяние скандинавского ледника в конце так называемого Ледникового периода. Из-за уменьшения ледника и его давления на кору Земли произошел (да и продолжает происходить) подъем местной тектонической плиты, что и вызвало это землетрясение.
Однако у этой версии есть серьезные проблемы, главная из которых в том, что ледник таял достаточно медленно, и медленно должен был происходить подъем, а здесь речь явно должна идти о кратковременном и одноразовом событии.
Да и сама версия Ледникового периода вызывает много вопросов. Каким образом здесь, в Карелии, было настолько холоднее, что был ледник, а в Сибири в то же время на той же широте было намного теплее, — теплее, чем даже сейчас?..
Но у геологов другой версии нет...
Зато ее может предложить... древняя история! Точнее: древняя мифология о... Всемирном Потопе.
Дело в том, что согласно одной из версий, Потоп произошел из-за падения крупного метеорита в район Филиппинского моря (см. "Миф о потопе: расчеты и реальность"). По этой версии, из-за касательного воздействия метеорита твердая земная кора, как скорлупа, сдвинулась по жидкой мантии, и полюса изменили свое положение. В Сибири стало холоднее, а здесь — теплее...
Но это — упрощенная модель. Реальная картина процесса несколько сложнее.
Кора не поворачивается мгновенно как единое целое. По ней проходит ударная волна, волна сжатия. И сюда, в Карелию, эта ударная волна должна была прийти почти точно с востока, — чуть севернее.
Вотто-Ваара входит в состав длинной гряды, пересекающей Западную Карелию почти строго с юга на север. Гряды, которая как бы "сфотографировала" и зафиксировала для нас эту ударную волну, вытянувшись вдоль ее фронта.
Побочным следствием такой сильной волны сжатия является образование разломов и трещин, перпендикулярных фронту волны. И именно такое направление имеют трещины, рассекающие скальную гряду Вотто-Ваары!.. В том числе и найденный нами т.е желоб (который также оказался вовсе неискусственным, а вполне естественным образованием)!..
Впрочем, такой желоб — раскол гряды — оказался далеко не один...
Таким образом, Вотто-Ваара вполне может служить косвенным доказательством и свидетелем реальности Всемирного Потопа.
Было ли это именно 9 тысяч лет назад или еще раньше, гора пока нам подсказать не может. Подобные оценки возраста у геологов носят лишь весьма приблизительный характер, а никаких предметов, которые позволили бы более точно датировать объект, до сих пор не найдено.
Объективные показатели приборов и аппаратуры: Никаких особенных "чудес" с часами и фото- и видео-техникой мы не зафиксировали.
Никаких аномальных феноменов не обнаружилось и на сделанных фотографиях (хотя мы специально брали с собой и мыльницы, и цифровые аппараты).
Все компасы работали безупречно. Никаких геомагнитных аномалий (которые в Карелии, вообще-то, не редкость) на Вотто-Вааре и в ее окрестностях мы не обнаружили. А стрелка отклонялась от правильного направления, лишь когда к ней близко подносили видеокамеру (любопытная деталь: отклонение доходило до 90о и более!).
Дозиметр везде показывал фоновое излучение. (Можно было бы сказать, что на самой горе оно даже меньше, чем вокруг, если бы вся разница не укладывалась в погрешность прибора.)
В интернете нам попалось заявление о том, что Вотто-Ваара обладает настолько странными свойствами, что даже температура кипения воды здесь отличается от 100 градусов. Проверить это утверждение — проще простого. Для этого нужно всего лишь: котелок с водой, небольшой костерок, термометр и немного подождать, когда закипит вода... Столбик термометра поднялся до отметки 98 градусов. 98 — конечно, не 100. Но если учесть высоту над уровнем моря, колебания атмосферного давления и погрешность самого термометра, можно определенно сказать: законы физики здесь не нарушаются.
Единственная зафиксированная техникой "ненормальность": отказ GPS в амфитеатре Вотто-Ваары. Если на первый отказ мы не обратили особого внимания — GPS работал уже несколько дней, и могли сесть батарейки. Но когда на второй день купленные буквально пару часов назад батарейки опять оказались "разряженными" (по показаниям прибора), данный факт уже обратил на себя внимание. Можно было бы все списать на некачественность приобретенных батареек, есть бы... батарейки не оказались каким-то странным образом вновь "заряженными", стоило нам лишь выйти за пределы амфитеатра, и без каких-либо сбоев GPS работал всю обратную дорогу!..
Кривые деревья: Еще один объективный показатель "странности" места: здесь много деревьев необычной, причудливой формы. Причем, дерево растет до какого-то уровня совершенно нормально, образуя идеально ровный ствол. И вдруг, в какой-то момент его скручивает какая-то неведомая сила и буквально завязывает в узлы самой невероятной формы. Попадаются такие деревья в разных местах, но в одиночных случаях. А в районе амфитеатра Вотто-Ваары их количество резко возрастает. Нет, не все деревья здесь такие, — есть и вполне нормальные. Но обилие скрюченных, завязанных в узел деревьев здесь само бросается в глаза и производит жутковатое впечатление.
И если кому-то нужны иллюстрации к сказкам о Бабе-Яге или пейзаж к русскому триллеру о леших и кикиморах, то можно ничего не придумывать самому, — достаточно приехать сюда.
Субъективные показатели: Один из московских экстрасенсов, экспериментировавший здесь в каменном круге, поведал интернетной публике, что видел образы людей, похожих на жрецов, двигавшихся между камнями. "Они протягивали потоки энергии, связывая камни друг с другом" — пояснил он. Это сообщение вызвало интерес в определенных кругах исследователей, и, некоторое время спустя, Вотто-Ваару посетила группа искателей приключений из Санкт-Петербурга под руководством Олега Дедковского, который бывает здесь почти ежегодно. Они владели методикой "лозоходства" и приехали отрабатывать и совершенствовать свои приемы. Один из них привез с собой специально изготовленные проволочные рамки. Взяв их, он направился на исследование каменных сооружений в окрестностях горы. Результат, как следует из итоговых материалов, был одновременно и поразительным, и довольно болезненным. Обжигающий удар, произведенный некоей силой, прошел по его рукам, сбросил его на землю и лишил сознания. Когда он пришел в себя, то почувствовал, что руки парализованы; полностью восстановить их подвижность удалось только месяц спустя.
Странные видения посещали и других, кто пытался заниматься здесь медитативной практикой.
Экстрасенсы и "маги" объясняют множественные и разнообразные видения в своих медитациях тем, что на Вотто-Вааре будто бы имеется целый ряд мест, где расположены некие "порталы в параллельные миры".
Можно, конечно, покрутить пальцем у виска... А можно и вспомнить, что вполне серьезная и строгая физическая теория Хью Эверетта считает параллельные миры реальностью.
Я — не экстрасенс. Но попробовать хотелось. Тем более, что по фотографиям не составляло проблем отыскать гряду, где маги открывали вход в параллельные миры.
И вот тут оказалось, что поговорка "попытка — не пытка" далеко не всегда права.
До тех пор очень приветливая и даже добрая Вотто-Ваара вдруг резко изменилась и напомнила о своем втором названии Смерть-горы. Жуткие мурашки по всей спине были далеко не самым неприятным. Меня начало крутить ничуть не хуже, чем те деревья!.. И вытолкало с гряды, как пробку из бутылки...
Субъективные ощущения — весьма спорный довод для серьезных выводов. Но когда тебе о твоих же ощущениях рассказывают другие, это производит сильное впечатление.
Комментарий (Ю.А.Лебедев, автор книги "Неоднозначное мироздание"): Теория Эверетта признает реальность параллельных миров равно как и нашего собственного. Но вопрос о взаимодействии этих миров, в текущих рамках теории, остается открытым. На него в теории Эверетта нет ответа. И здесь возможно два пути: либо развивать математику теории, которая в качестве какого-то побочного следствия смогла бы ответить на этот вопрос; либо идти эмпирическим путем — собирать факты о неких "странных" местах и их характеристиках. С этой точки зрения, материал из Карелии — особенности геологии и кривые деревья, как и странные субъективные ощущения — очень интересен. Вполне возможно, что именно здесь те границы между мирами, которые очерчивает квантовая физика, чрезвычайно тонки, и переход действительно становится возможным. Но если это так, то и в каком-то другом мире какие-то исследователи также могут ощущать некоторую "странность" это места в своем мире...
Версия (Геннадий Малашов, менеджер по туризму — водитель экспедиции): Если развивать идею о воротах в параллельный мир, то, может быть, люди из другого мира (а может быть, и вовсе не люди, а какие-нибудь эфирные существа или кто еще) — может быть, они едят этот камень. Режут как хлеб и едят... А наши экстрасенсы приходят, и "тащатся" от остатков этой энергии.
Лестница в небо:
Одним из претендентов на рукотворное происхождение является лестница Вотто-Ваары. Или как ее еще называют — "лестница в небо". Загадочная ступенчатая структура. Скальный останец посреди болота...
Здесь мы не пришли к единому мнению. Андрей Жуков высказался за сугубо естественное ее происхождение. Хотя нам и в других местах попадалось по несколько ступенек явно естественного происхождения, на мой взгляд, полностью исключить доработку "лестницы в небо" человеком нельзя. Окончательный вывод можно будет сделать лишь после дополнительного ее исследования специалистами.
Комментарий (В.Ф.Смолькин, д-р геол.-мин. наук, уч. секр. Гос. Геолог. музея РАН): Вполне возможно естественное происхождение данной структуры. Но не исключено и вмешательство человека. Люди могли усилить форму, убрать щебенку с лестницы и счисть мох. На это указывает отсутствие мха и лишайников на некоторых ступенях и явно молодой лишайник в некоторых местах. Но счистить его могли и совсем недавно (в 60-70-е годы в этих местах проходили геолого-разведывательные работы, и геологи часто вынуждены расчищать от мха и лишайников подобные останцы). Но само положение лестницы, обеспечивающее с нее прекрасный обзор окрестностей, не исключает и использование ее древними народами в каких-то своих культовых целях.
Примечание: Мох и лишайник отсутствуют не только на явно расчищенных поверхностях. Скажем, в амфитеатре довольно много скал свободно от какой-либо растительности, хотя их заведомо никто не расчищал. В общем, вопрос об участии человека в создании лестницы так и остается открытым.
Сейды: А вот по поводу других объектов на Вотто-Вааре разногласий не было. Никаких сомнений в их искусственном происхождении возникнуть и не могло. Это — сейды, т.е. специально установленные друг на друга камни.
Считается, что сейды создавались древними северными народами в культовых целях. Им молились и приносили жертвы. В них жили духи и души умерших...
Версия (Борис Милешко, археолог): Сама форма сейдов наводит на мысль о их связи с миром мегалитов. То, что в сейдах обитают души умерших, — дополнительный фактор в пользу этой связи. Поэтому вполне может быть, что сейды — деградировавший вариант дольменов, совершивших свое "путешествие" из района Кавказа вокруг Европы по побережью. Дольмены есть и неподалеку от Карелии: в Швеции и Германии, и вполне возможно, что когда-то имел место контакт между этими регионами.
И если кавказские дольмены предназначались для захоронения умерших (версия Б.Милешко — А.С.) и каждая деталь в них имела определенное значение, то постепенно, по мере продвижения вокруг Европы) это значение утрачивалось. И в Карелии мы уже видим, что утратило значение даже наличие существенного пространства под верхним камнем. И душа умершего из этого пространства "переместилась" уже непосредственно в камень. Но тенденции остались: чем больше камень, тем лучше.
Поскольку истоки традиции установки сейдов сейчас теряются в глубине веков, то такая версия ничем не хуже любой иной, и имеет право на существование.
Этнографическая загадка: Обычно культово-религиозные атрибуты и детали соответствующих воззрений находят то или иное отражение в местной мифологии. Однако в таком известном карело-финском эпосе как "Калевала" нет ни одного (!!!) слова ни о Вотто-Вааре, ни о ее (и каких-либо иных) сейдах. Хотя диапазон событий "Калевалы" — от берегов Невы до Лапландии (т.е. Вотто-Ваара заведомо входит в регион, где разворачивались действия этого эпоса).
Более того: в "Калевале" нет вообще никаких упоминаний о какой-либо важности или "магичности" камней, поставленных друг на друга. Ни колдуны, ни волшебники не используют силу сейдов. Там абсолютно отсутствует даже само понятие камня, поставленного на другие камни!!!
Это несоответствие настолько неестественно (в рамках наших представлений о древних обществах), что решение загадки отсутствия сейдов в "Калевале" вполне может перевернуть все теории не только о назначении и происхождении сейдов, но и об истории региона в целом!..
С древнейших времен храмы и культовые сооружения располагались далеко не случайным образом. Из размещали в неких "священных местах". Может, древние чувствовали особенность этого места, как и современные экстрасенсы?.. А может наоборот: обилие сейдов привлекает внимание магов и экстрасенсов...
Такого количества сейдов, как здесь, не встречается больше нигде! Но раньше их было еще больше. К сожалению, немало посетителей оставляет "память" о себе в виде разрушенных сейдов. А некоторые "экстрасенсы" наоборот — пытаются "улучшать качество места", передвигая камни и устанавливая новые сейды.
Так и хочется крикнуть: "Люди!!! Да будьте же вы людьми, наконец, а не варварами!".
Честно говоря, до экспедиции наличие сейдов на Вотто-Вааре не казалось нам чем-то примечательным. Ну, камни... Ну, поставленные на "ножки"...
Но когда мы столкнулись с тем, что здесь есть сейды буквально громадных размеров, весом в десятки тонн, наше мнение резко изменилось. Если мелкий сейд поставить — не проблема (мы собрали вдвоем сейд с верхним камнем килограмм в 300 минут за 5; — потом разобрали, чтобы не нарушать исходного состояния!), то полсотни тонн примитивным рычагом не поднять. Даже если навесить на один конец рычага толпу народа, то где взять место для того, чтобы подсунуть столько рычагов, сколько нужно, чтобы приподнять такой вес (под 300-килограммовым камней бревно уже трещало)?!.
Вызывает удивление и расположение громадного валуна (на взгляд, не менее полсотни тонн!) непосредственно на самой высшей точке Вотто-Ваары. Точность его положения именно на вершине подчеркивают остатки деревянного геодезического знака, который вынуждены были ставить даже вокруг этого валуна. Если допустить, что он там оказался абсолютно естественным образом при таянии ледника (покрывавшего в свое время Карелию), то возникает два вопроса: во-первых, каким образом реализовалось столь маловероятное событие, что громадный валун опустился точно на вершину Вотто-Ваары (вокруг метров на 20-30 нет вообще сколь-нибудь крупных других камней — возникает ощущение, что место специально расчищено); а во-вторых, каким образом этот валун (против всех законов физики) устоял на самой вершине при том мощном землетрясении, которой создало как амфитеатр Вотто-Ваары, так и ее саму?..
Еще больше впечатляют камни, зависшие над обрывами. Их на Вотто-Вааре тоже немало. Но наиболее интересен камень, который мы случайно нашли благодаря тому, что оператора Славу Красакова вдруг почему-то повело в сторону на обратном пути — буквально метров на 20 от верха западной гряды.
Само место просто поразительно!.. Первое, что бросилось в глаза — удивительная чистота и прозрачность воды.
Мы уже привыкли к буро-коричневому цвету окрестных озер и рек, вода в которых насыщена железом, а тут — идеальная прозрачность! Скалистый обрыв, как бы охраняющий эту девственную чистоту от посторонних глаз. И в довершение всего — громадный валун с барельефами над скалистым обрывом. Как будто какой-то великан оставил на вертикальной стенке след своей босой стопы! А рядом проглядывают остатки каких-то барельефов!..
Комментарий (В.Ф.Смолькин, д-р геол.-мин. наук, уч. секр. Гос. Геолог. музея РАН): "Отпечаток" вполне может иметь естественное происхождение. Все зависит от состава породы камня. Здесь могло быть включение из более мягкой породы, которое в дальнейшем просто было "вымыто" эрозией.
Слава дал ему название — Озеро Молодцов. По принципу: кто искупался, тот молодец...
Мое глубокое убеждение — камни могут говорить! Как и любые другие объекты, камни хранят информацию о своем прошлом. И для того, чтобы получить эту информацию, нужно... всего лишь поговорить с камнем на ЕГО языке. В чем может помочь и физика, и геология... И тогда камень вполне может "заговорить"...
Думаю, нам удалось-таки разговорить камни Вотто-Ваары. Здесь есть следы древней цивилизации. И вовсе не примитивной, а достаточно развитой. Способной не просто передвигать и ставить громадные валуны друг на друга, но и размещать их на самом краю обрывов, что требовало поистине ювелирной точности — одно неверное движение, и камень сорвется вниз...
Вряд ли их ставили до землетрясения. При таком мощном катаклизме валуны свалились бы с обрыва. Значит, мы имеем дело вовсе не с допотопной цивилизацией, а более поздней...
А может быть, наоборот?.. Может быть, все это создали те, кто был свидетелем катаклизма и выжил во время него?.. И поставил камни на обрывах в память об этом событии. Чтобы при следующем таком землетрясении она упали бы вниз как жертва главному духу — духу планеты Земля (версия Вячеслава Мизина — А.С.)...
Были ли создателями сейдов и комплекса Вотто-Ваары легендарные гиперборейцы?.. Мы не знаем.
В конце концов, абсолютно не важно, как звали эту древнюю цивилизацию!.. Важно, что они умели делать!..
Что они могли, они уже сделали. И от нас самих зависит, сможем ли мы сохранить их наследие и понять его.
P.S. По словам Сергея Симоняна, вокруг есть еще много удивительных и явно рукотворных объектов. Но он не хочет их показывать посторонним, видя то, что вытворяют посетители Вотто-Ваары, разрушая исторические объекты. То, что он говорит, — явно не пустые слова. Озеро Молодцов мы нашли сами. А накануне Сергей провел нас мимо буквально в той самой паре десятков метров. И явно намеренно...
Андрей Жуков (канд. ист. наук, участник экспедиции): Любой объект исследования, конечно, нужно видеть своими глазами. Фото материалы, видео не дают адекватного представления об объекте, или, что хуже, дают неверное представление. Наша поездка в Карелию дала отрицательные результаты по тем памятникам, для которых мы предполагали найти доказательства их искусственного происхождения. Но отрицательный результат — тоже результат, это гораздо лучше, чем отсутствие оного. Мы лишний раз убедились, насколько много в Интернете непроверенной информации.
Однако, любая экспедиция может и должна преподносить сюрпризы, неожиданные открытия и находки. Нам в этом плане повезло.
Вотто-Ваара — несомненно примечательный природный объект. И несомненно, что в древности люди активно использовали его как место силы. Другое дело, что мы не можем более-менее точно предположить, в какой период истории это было. Слишком мало информации для этой местности, особенно, если учесть ее драматическую историю в прошлом веке, когда здесь просто не осталось автохтонного населения.
Культ сейдов достаточно широко распространен в Северной Европе, хотя специалисты не могут ответить однозначно на вопрос, что они из себя представляли как культовые сооружения. Мы понимаем, что их возведение подчинялось определенной культурной традиции и конкретной логике. Но реконструировать их сегодня, при отсутствии других источников информации чрезвычайно сложно. Они стоят и сколько лет — неизвестно. Точно так же, как стоят эти северные скалы.
Именно природный объект Вотто-Ваары произвел на меня лично максимальное впечатление. Огромные валуны, разбросанные по склонам гор, нависающие над скальными обрывами и не изменившие свое положение за сотни и тысячи лет. Для профессиональных геологов и гляциологов в этом нет ничего необычного. Здесь прошел ледник примерно девять тысяч лет назад и оставил после себя весь этот "мусор", который и покоится здесь тысячелетиями.
Но мы сами видели свежие расколы на огромных валунах и скальных лбах. И местный наш проводник неоднократно подтверждал, что на его памяти многие объекты изменились. В северных условиях эрозия быстро делает свое дело. И тогда возникает вопрос: если подобные процессы разрушения геологических пород фиксируются на кратком промежутке в несколько десятилетий, то как тогда можно оперировать такими временными объемами как миллионы и даже сотни миллионов лет? Ведь это порядки цифр, которые просто трудно представить человеческому сознанию. Тем не менее, наука легко оперирует такими порядками как плюс-минус десять миллионов лет. Какая ерунда, оставьте сдачу себе.
При любых исследованиях древности мы неизбежно упираемся в проблему хронологии. Именно упираемся, так как более-менее точную хронологическую шкалу дают только комплексные исследования, способные сопоставить данные археологических исследований с данными письменных источников. А такая ситуация на сегодняшний день возможна для достаточно ограниченной территории планеты и охватывает не более последних пяти тысяч лет человеческой истории. А дальше вглубь? Точные методы датировок на основе изотопных методов и дендрохронологии? Но многочисленные современные исследования уже выявили целый комплекс принципиальных противоречий и неадекватность исходных предпосылок в этих методах датировки. И проблема хронологии встает в основу любого вопроса, связанного с древнейшей историей. И пока у нас нет других адекватных методов проникновения в прошлое, надо хотя бы попытаться избавиться от привычных линейных стереотипов, навязанных нам нашим же образованием, преодолеть магию больших цифр и стараться воспринимать объект исследования максимально следуя здравому смыслу и доверяя собственной интуиции.
Вячеслав Мизин (краевед, участник экспедиции): "Экспедиция организованная А.Скляровым в начале лета 2004г. с целью проверки сообщений о мегалитах озера Вуокса и горы Воттоваара позволила проверить разнообразные слухи и домыслы роящиеся вокруг этих мест. С момента открытий на Вуоксе и Воттовааре прошел уже не один год, однако до сих пор в широком доступе очень мало объективной информации о данных памятниках, из статьи в статью курсируют непроверенные слухи и "жаренные" домыслы (не миновал сей стандартный набор и январскую публикацию в журнале "ИТОГИ"), нагнетается "мистический" ажиотаж, рассчитанный на праздное любопытство обывателей падких на аномальную тематику и сенсации. "Гиперборейская" теория оказалась затасканной темой мистификаторов и раздувающих сенсации журналистов, в море сообщений практически невозможно адекватно оценить достоверность, единственный путь — все досконально и непредвзято проверять, отсеивая ложные заблуждения. Несомненно трезвый и непредвзятый подход к древним памятникам гораздо ценнее десятков "теорий" и вымыслов о "гиперборейских индо-ариях" и т.п. "находок", дискредитирующих саму проблему поиска неизвестных древних культур на Севере.
В результате экспедиции были получены сведения говорящие как о природном (трещины скал) так и о искусственном (следы вырубки на ступени и в "жертвеннике") происхождении объектов на Вуоксе. По Воттовааре несомненным успехом является материал "мифы и реальность Воттоваары" — статья первооткрывателя комплекса сейдов С.М. Симоняна, человека обнаружившего сейды еще в 1978г. и первым осознавшего их значение, также были получены данные, опровергающие многие мистические домыслы и уточняющие как географию, так и историю открытия Воттоваары. Предположения о циклопических следах древнейших цивилизаций на Воттовааре не получили подтверждения — доказано природное происхождение объектов — лестниц и желобов. Кроме того, получены новые данные о сейдах — конструктивные особенности, расположение, зафиксирован камень — следовик.
В целом результаты способствуют составлению более объективной картины данных памятников, полученные факты становятся еще одними ступеньками к разгадке тайн русского Севера."
Полностью статья с большим количеством фотографий - http://nnm.ru/blogs/ariskveda/karelskiy_stounhendzh_-_votto-vaara/
Источник: http://nnm.ru/blogs/ariskveda/karelskiy_stounhendzh_-_votto-vaara/ |