КОСМИЧЕСКАЯ ЭТИКА - Рассвет Сварога
Четверг, 25.04.2024, 23:04
ПОИСК по форуму
Форма входа

Статистика

НОВОЕ на форуме
  • Коррупция, Пятая колонна, Олигархи, Иноагенты (257)
  • Про образование, пенсии и прочее (85)
  • Украина. Майдан и не только (454)
  • КАРМА и всё, что с ней связано (123)
  • Все о Луне и Солнце (636)
  • Повседневный быт (400)
  • ТОНКИЙ МИР (211)
  • Бурсит. Подагра. (9)
  • Печень. Желчный пузырь. (63)
  • ЧАКРЫ (91)
  • Психосоматические причины болезней (64)
  • Психика (110)
  • США. Президенты и жизнь. (70)
  • Жизнь как она есть (616)
  • Праздники славян (414)
  • РУНЫ

    Руна дня



    © «Astral-Vision»
    Ссылки


    Приветствую Вас Гость | RSS
    ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА - Страница 10 - Космическая Этика
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 10 из 10
    • «
    • 1
    • 2
    • 8
    • 9
    • 10
    Модератор форума: Макошь  
    Космическая Этика » РУСЬ, СЛАВЯНЕ, БОГИ » РУСЬ и приРОДа » ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА
    ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА
    МакошьДата: Пятница, 23.06.2017, 14:15 | Сообщение # 136
    МАГ
    Группа: Админы
    Сообщений: 24825
    Статус: Убежал
    Ветер в народных сказаниях

    В местностях, где возникают ветра с определенным направлением, легко представима их персонификация, как, например, в античной Греции:

    - суровый северный ветер Борей похищает дочь афинского царя Орифию и уносит ее на свою родину во Фракию;

    - Зефир, мягкий западный ветер, приносит богу любви Эросу юную Психею.

    Меньше обращалось внимания на южный ветер (Нот) и восточный ветер (Эур). Чаще всего персонифицированные ветра изображались крылатыми.

    В Древнем Иране, а также в исламе ветер необходим для создания космического принципа порядка в мироздании.

    В Древнем Египте прохладный северный ветер приходит из горла бога Амона, а имя шумерского бога Энлиля в переводе означает «Господин Дуновение Ветра».

    В текстах Филона из Библоса (около 60-140 гг. н.э.), восходящих к древнесирийским представлениям, в первозданные времена парит «темный ветер, который сам себя оплодотворяет» над хаосом. Любопытна символика ветра в Библии, где слово Руах (грамматически женского рода) означает также дух, дуновение и дыхание. «Руах» Бога парит в начале мира над водой. Точно так же парит над безжизненным океаном Творец мира мефисский бог Птах.

    Связанный со стихией воздуха, ветер в мифологических представлениях персонифицируется или наделяется свойствами демонического существа. В народе его называют «Ветровым», «Ветряным мужем» или человеческими именами. Так, в Архангельской губернии ветер называли Лукой или Мойсием, а на всей территории Русского Севера непосредственно для северного ветра было распространено имя Седориха. Обычай называть ветер человеческим именем существовал у многих славянских народов.

    Традиционные представления о том, каков внешний облик ветра, делятся на два типа. Согласно первым, ветер невидим, он существует в природе незримо. Согласно вторым, ветер воплощался в облике человека, причем мужского пола. Его представляли с большой головой и толстыми губами. В Новгородской губернии ветер называли «косоруким». Атрибутом его являлась шапка. Так, поволжцам северо-западный ветер виделся дедом в изорванной шапке. В разных местностях он мог представляться в облике и мальчика, и мужчины, а также всадником и конем.

    На Украине народ представляет себе ветер гигантом-стариком, который сидит где-то со скованными губами; по свету дуют маленькие ветерки, его внуки; он же сам имеет только маленькую щелочку, оставленную между губами; в нее он дует от времени до времени, и тогда на земле поднимается страшная буря. Если же он подул бы во весь рот, то земля распалась бы в прах, что и случится действительно когда-нибудь, и тогда наступит конец света.

    На русских лубочных картинках изображаются ветры в виде крылатых голов, дующих из облаков. В сказках постоянно встречаются олицетворение ветра вообще или нескольких ветров, которые представляются четырьмя или семью братьями. Верховным их богом является Стрибог, внуками которого названы ветры в "Слове о полку Игореве".

    Богами, олицетворяющими ветер, у поляков были Let-Potel, Poswist, или Pochwisti Pogoda, у малоросов – Посвыстач. В древних севернорусских поверьях духи воздушной стихии воплощались в антропоморфных образах повелителей ветров: Сиверике, Щеннике, Полуденнике, Шелоннике.

    В Вологодской и Тамбовской губерниях местом обитания ветра считался остров в море или океане. Вологодской традиции мифологических рассказов известен образ двенадцати ветров, называемых «варганами» и прикованных цепями к скале, которая находится на острове среди океана; когда какому-нибудь ветру удается сорваться с цепи, на земле возникают буря и ураган. По поверьям Томской губернии, ветер появляется из дырки в небе.

    Ветер воспринимался как стихия, наделенная большим могуществом, – и полезная, и опасная. Ветер может принести спасение в море и благодатный дождь, а может засыпать посевы градом и возмутить смертоносные волны водной стихии.

    Традиционные представления об особенностях ветра как природного явления в полной мере отразились в русских поговорках. Так, о его могуществе свидетельствует поговорка «Выше ветра голову не носи», а о неуемности и жестокости – поговорка «Ветер взбесится, и с бобыльей избы крышу сорвет». В поговорках «За ветром в поле не угоняешься» и «Спроси у ветра совета, не будет ли ответа?» раскрываются его основные характеристики – быстрота и неуловимость, вольность и непредсказуемость.

    Ветер считался опасной стихией также в связи с широко распространенным среди русских крестьян поверьем о том, что с ним приносятся мор, эпидемии, эпизоотии (падеж скота). Отсюда и такие народные названия повальных болезней, как «поветрие», «ветрянка». Источником болезней считались злые ветры, особенно вихрь.

    Кроме того, до сих пор во многих местностях считают, что именно по ветру колдуны пускают свои чары и насылают порчу.

    В народных представлениях вихрь – это крутящийся ветер, отсюда его другое название «крутень». Он считался нечистым и самым опасным ветром для людей. Мчащийся вихрь имеет вид столба с закрученными в нем соломой, листьями, различными предметами. Чаще всего он представляется черного цвета.

    Главной особенностью вихря является его вредоносная разрушительная деятельность. Он выворачивает с корнем деревья, срывает крыши с домов, разбрасывает собранное на лугах сено, уносит оставленные на улице и даже находящиеся в закрытом дворе предметы.

    Встреча человека с вихрем может привести, по народным представлениям, к тяжелым болезням, увечьям, параличу, потере разума, смерти. По поверьям, болезни, полученные от вихря, неизлечимы. В народе до сих пор не редки воспоминания о том, как вихрь безвозвратно унес того или иного человека.

    В результате вихря на деревьях появляются своеобразные «колтуны» в виде скопления веток. В Сибири их называли «вихоревым гнездом» или «ведьминой метлой». Эти ветки крестьяне использовали в качестве оберега: подвешивали на скотном дворе, окуривали ими скотину.

    Причиной появления вихря, согласно мифологическим представлениям, может стать также нарушение природных законов и ритуальных запретов. Разрушительная сила вихря воспринималась как реакция природы на нарушение человеком норм поведения.

    Так, например, вихрь может подняться над оскверненной могилой, разбросать сено, которое накошено в праздник, то есть в неположенное время.

    В народе также верили, что вихрь поднимается в случае неправильной, нечистой смерти – самоубийства. У русских считали, что вихрь гонит душу висельника. До настоящего времени широко бытуют рассказы о том, что вихрем прилетает домой душа умершего мужа, по которому тоскует вдова.

    источник
     
    Космическая Этика » РУСЬ, СЛАВЯНЕ, БОГИ » РУСЬ и приРОДа » ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА
    • Страница 10 из 10
    • «
    • 1
    • 2
    • 8
    • 9
    • 10
    Поиск:


    Макошь


    Прочти! 1. Все используемые аудиовизуальные и текстовые материалы, ссылки на которые размещены на блоге, являются собственностью их изготовителя (владельца прав) и охраняются Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах", а также международными правовыми конвенциями.
    2. Материалы берутся из открытых источников и предоставляются только для ознакомительного домашнего просмотра.
    3. Ресурс не распространяет и не хранит электронные версии материалов.  Коммерческое использование возможно после получения согласия правообладателя.
    4.
    Авторам! Если Вы являетесь обладателем авторских прав на материал и против его использования на блоге, пожалуйста, свяжитесь с нами

      

    Copyright MyCorp © 2024