КОСМИЧЕСКАЯ ЭТИКА - Рассвет Сварога
Пятница, 22.11.2024, 17:44
ПОИСК по форуму
Форма входа

Статистика

НОВОЕ на форуме
  • Информационные статьи о КЭ (33)
  • Законы. Традиции. История. (154)
  • Прогнозы и предсказания (341)
  • Украина. Майдан и не только (501)
  • Коррупция, Пятая колонна, Олигархи, Иноагенты (302)
  • Печень. Желчный пузырь. (68)
  • Коллекция заблуждений (97)
  • ВОЙНА (104)
  • Космический детектив (26)
  • США. Президенты и жизнь. (96)
  • Мир и войны на Земле ... (354)
  • Устройство глаза. Зрение. Проблемы с ними. (66)
  • О физиологии человека в общем (114)
  • ВЕГЕТО-СОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ. АНЕМИЯ. АТЕРОСКЛЕРОЗ. (28)
  • Гормоны. Гормональная система. (18)
  • РУНЫ

    Руна дня



    © «Astral-Vision»
    Ссылки


    Приветствую Вас Гость | RSS
    Славянские волшебные персонажи - Страница 5 - Космическая Этика
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 5 из 5
    • «
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    Модератор форума: Макошь  
    Славянские волшебные персонажи
    МакошьДата: Воскресенье, 24.12.2023, 22:42 | Сообщение # 61
    МАГ
    Группа: Админы
    Сообщений: 25071
    Статус: Убежал
    "Ты не заходи, если что…" Русский упырь вчера и сегодня

    «Вы их, Бог знает почему, называете вампирами, но я могу вас уверить, что им настоящее русское название: упырь, а так как они происхождения чисто славянского <…> то и неосновательно придерживаться имени, исковерканного венгерскими монахами, которые вздумали было все переворачивать на латинский лад и из упыря сделали вампира»,
    – с такими словами врывается в экспозицию повести Алексея Толстого «Упырь» несчастный ее герой Рыбаренко.

    Древние славянские упыри были сильными, устрашающими сущностями – умершими предками, которые перестали быть людьми, ушли в иной, неведомый мир.

    И вероятность возврата их из этого мира живых очень пугала, поэтому упырям оставляли требы – подношения, призванные их задобрить и успокоить.

    Традиционный славянский упырь был чем-то средним между нынешним пониманием вампира и злобным призраком.

    Например, он мог не только пить кровь, но и питаться жизненной энергией людей (особенно, бывших родственников), просто являясь им во сне. Это логично еще и потому, что славяне в древности зачастую сжигали усопших. Впрочем, об это моменте подробнее – чуть позже…

    Упыри и берегини были первыми персонификациями сил загадочного окружающего мира, которым стали поклоняться славяне.

    Упыри – воплощением опасности того, что таило неизведанное, враждебной силой.

    Берегини – напротив, силой обережной. Их имя – однокоренное с «беречь», «берег» и, вероятно, даже «берёза». Их образ сложился, возможно, в эпоху, когда древний человек начал осваивать водные пространства – реки, большие озера, даже моря – и берег оставался «зоной безопасности». А возможно, сыграло роль и то, что границы земель проходили по рекам: по эту сторону реки была земля своего племени или народа, по ту сторону – земля чужаков, а то и вовсе земля мертвых, «тот свет»…

    К «чужакам» относятся и нави, к которым часто ошибочно причисляют упырей. Однако, если упыри – это мертвые предки, то нави – это явление, зачастую вообще лежащее за пределами понятия «человек».

    Согласно Борису Александровичу Рыбакову, это злые духи, имеющие образ отвратительных птиц, а если они и являются посмертием каких-то людей, то именно не своих, инородцев, в более позднюю эпоху – некрещеных.

    Версию же того, откуда могло произойти само название «упырь» (а следственно, и его искаженная форма «вампир») выдвинул советский археолог и историк Лев Самуилович Клейн. Правда, придется заглянуть в глубочайшую, праиндоевропейскую древность.

    Лев Самуилович считал, что корень «-пир» (во многих славянских языках «упырь» пишется либо произносится именно через «и») родственен древнегреческому «πῦρ» – огонь. Приставка «у-» означает отрицание, как и в современном русском («урод», «убыль» и т.п.). Нельзя не признать, что звучит всё довольно логично. Своих мертвых славяне, как мы помним, сжигали, и «упырь» таким образом – просто несожженный покойник, заложный, неупокоенный.

    Как тот же nosferatu, известный нам из первой волны увлечения вампиризмом в западном искусстве, почин которой положил Брэм Стокер. Слово «вампир» и правда – искаженное со временем «упырь».

    Так исторически сложилось, что в Западную Европу вампиры попали именно из славянского фольклора. Отдельные случаи якобы вампиризма, а также охоты на вампиров там случались, однако, согласно некоторым источникам, в том же английском языке слово vampire закрепилось не раньше 1734 года, а подлинную популярность этот вид нежити обрел после выхода романа «Дракула». Списанный с господаря Валахии образ получился весьма символичным – «восточный чужак» с окраин цивилизованного мира стремится попасть в столицу Британской империи и, разумеется, привозит с собой опасную заразу.

    Более того – в чопорное, целомудренное викторианское общество он привозит порок. На данный момент уже всем, наверное, известно о скрытом эротизме вампирского укуса, который стал заменой действий сексуального характера в литературе XIX-го века и в кинематографе XX-го.

    Так в итоге и получилось, что для англосаксонской культуры вампир сперва был экзотикой с эротической перчинкой, а потом стал эстетизированным воплощением чего-то порочного и запретного.

    В таком качестве вампир и попал обратно на Восток Европы. И не особо прижился. То есть, например, в России многие с удовольствием смотрели западные фильмы ужасов, триллеры, черные комедии и прочая. А вот отечественный ответ не получался.

    До недавнего времени.

    В последние годы появились довольно удачные российские сериалы на тему вампиров и критики возликовали: «Наконец-то научились!». Правда?

    «Вампиры средней полосы», начиная с середины первого сезона, сценарий будто украли из детектива для домохозяек, но сама задумка и образы центральных персонажей крайне интересны. Мы наблюдаем за жизнью смоленской вампирской семьи: тысячелетнего кривича, врача времен войны с Наполеоном, капризной графини и советской милиционерши…

    «Пищеблок» по роману А. Иванова рассказывает об эпидемии вампиризма в советском лагере в лучших традициях детских страшилок, но потом выходит на идеологию и показывает нам упырей НКВД-шников… заразившихся от упыря-белогвардейца.

    Дело, получается, не только в том, что наши кинематографисты набили руку, но и в том, что наконец-то обратились к теме, с которой простой русский упырь начался как явление – к теме предков.

    Любовь {Leo} Паршина, специально для канала "Русичи"
     
    МакошьДата: Воскресенье, 22.09.2024, 16:14 | Сообщение # 62
    МАГ
    Группа: Админы
    Сообщений: 25071
    Статус: Убежал
    Кикимора - загадочный персонаж славянской мифологии

    Кикимора – одно из самых известных существ в древней славянской мифологии, но несмотря на свою популярность, она часто воспринимается как зловредное и негативное существо.

    Давайте разберемся, почему на Руси не любили кикимору.

    Происхождение кикиморы

    Кикимора – это дух женского пола, обитающий в доме и помогающий или мешающий его обитателям.

    Кикимору описывали как низенькую скрюченную неряшливую и безобразную старушку, длиннокосую девушку или женщину, как маленькую девочку или даже как мужика или старика.

    В современной культуре чаще появляются лесная или болотная кикимора — покрытая травами и мхом безобразная старушка, пугающая и сбивающая с дороги людей и похищающая детей.

    В разных источниках можно встретить разные описания и повествования о кикиморе, но, в основном, ее изображают как злого домового, который наносит вред и ссоры в семье.

    Одной из причин неприязни к кикиморе может быть страх перед неизвестным.

    В средневековой Руси люди были склонны найти объяснения своим проблемам в сверхъестественных сущностях, а кикимора, будучи духом из иной реальности, становилась удобным оправданием для неудач и бедствий.

    Негативное восприятие из-за порчи

    В славянской мифологии кикимора часто ассоциируется с порчей и неудачами. Ее предполагаемая способность причинять вред и зло делает ее нежелательным существом для общества.

    Люди боялись привлечь на себя ненужное внимание кикиморы и предпочитали избегать контактов с ней.

    Одолеть кикимору можно специальным ведунским или волховским заговором.

    Также великолепный оружием против кикиморы выступают чеснок, полынь, соль и серебро. В дом, возле входа в который зарыт серебряный предмет или посыпана солевая дорожка, кикимора не войдет.

    Но она может воплотиться в этом доме. Тогда выгнать ее можно будет только специальным обрядом. Вне людских домов кикиморы не живут и во всех легендах, связанных с некой кикиморой болотной, речь идет о совсем другом создании.

    * * *

    Таким образом, неприязнь к кикиморе на Руси объясняется смесью страха перед неизвестным, негативным восприятием из-за порчи и влиянием христианства, которое привнесло свои ценности и убеждения.

    Несмотря на это, кикимора остается важной частью славянской мифологии и культуры, и понимание ее значения может помочь лучше понять образы и символы, сформировавшиеся в русском народе на протяжении веков.

    https://dzen.ru/a/ZtRq7pv_2wYCfxtc
     
    • Страница 5 из 5
    • «
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    Поиск:



    Прочти! 1. Все используемые аудиовизуальные и текстовые материалы, ссылки на которые размещены на блоге, являются собственностью их изготовителя (владельца прав) и охраняются Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах", а также международными правовыми конвенциями.
    2. Материалы берутся из открытых источников и предоставляются только для ознакомительного домашнего просмотра.
    3. Ресурс не распространяет и не хранит электронные версии материалов.  Коммерческое использование возможно после получения согласия правообладателя.
    4.
    Авторам! Если Вы являетесь обладателем авторских прав на материал и против его использования на блоге, пожалуйста, свяжитесь с нами

      

    Copyright MyCorp © 2024