КОСМИЧЕСКАЯ ЭТИКА - Рассвет Сварога |
Среда, 11.12.2024, 05:34 |
|
Приветствую Вас Гость | RSS
|
|
Славянские волшебные персонажи
|
|
Макошь | Дата: Воскресенье, 24.12.2023, 22:42 | Сообщение # 61 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
| "Ты не заходи, если что…" Русский упырь вчера и сегодня «Вы их, Бог знает почему, называете вампирами, но я могу вас уверить, что им настоящее русское название: упырь, а так как они происхождения чисто славянского <…> то и неосновательно придерживаться имени, исковерканного венгерскими монахами, которые вздумали было все переворачивать на латинский лад и из упыря сделали вампира», – с такими словами врывается в экспозицию повести Алексея Толстого «Упырь» несчастный ее герой Рыбаренко.
Древние славянские упыри были сильными, устрашающими сущностями – умершими предками, которые перестали быть людьми, ушли в иной, неведомый мир.
И вероятность возврата их из этого мира живых очень пугала, поэтому упырям оставляли требы – подношения, призванные их задобрить и успокоить.
Традиционный славянский упырь был чем-то средним между нынешним пониманием вампира и злобным призраком.
Например, он мог не только пить кровь, но и питаться жизненной энергией людей (особенно, бывших родственников), просто являясь им во сне. Это логично еще и потому, что славяне в древности зачастую сжигали усопших. Впрочем, об это моменте подробнее – чуть позже…
Упыри и берегини были первыми персонификациями сил загадочного окружающего мира, которым стали поклоняться славяне.
Упыри – воплощением опасности того, что таило неизведанное, враждебной силой.
Берегини – напротив, силой обережной. Их имя – однокоренное с «беречь», «берег» и, вероятно, даже «берёза». Их образ сложился, возможно, в эпоху, когда древний человек начал осваивать водные пространства – реки, большие озера, даже моря – и берег оставался «зоной безопасности». А возможно, сыграло роль и то, что границы земель проходили по рекам: по эту сторону реки была земля своего племени или народа, по ту сторону – земля чужаков, а то и вовсе земля мертвых, «тот свет»…
К «чужакам» относятся и нави, к которым часто ошибочно причисляют упырей. Однако, если упыри – это мертвые предки, то нави – это явление, зачастую вообще лежащее за пределами понятия «человек».
Согласно Борису Александровичу Рыбакову, это злые духи, имеющие образ отвратительных птиц, а если они и являются посмертием каких-то людей, то именно не своих, инородцев, в более позднюю эпоху – некрещеных.
Версию же того, откуда могло произойти само название «упырь» (а следственно, и его искаженная форма «вампир») выдвинул советский археолог и историк Лев Самуилович Клейн. Правда, придется заглянуть в глубочайшую, праиндоевропейскую древность.
Лев Самуилович считал, что корень «-пир» (во многих славянских языках «упырь» пишется либо произносится именно через «и») родственен древнегреческому «πῦρ» – огонь. Приставка «у-» означает отрицание, как и в современном русском («урод», «убыль» и т.п.). Нельзя не признать, что звучит всё довольно логично. Своих мертвых славяне, как мы помним, сжигали, и «упырь» таким образом – просто несожженный покойник, заложный, неупокоенный.
Как тот же nosferatu, известный нам из первой волны увлечения вампиризмом в западном искусстве, почин которой положил Брэм Стокер. Слово «вампир» и правда – искаженное со временем «упырь».
Так исторически сложилось, что в Западную Европу вампиры попали именно из славянского фольклора. Отдельные случаи якобы вампиризма, а также охоты на вампиров там случались, однако, согласно некоторым источникам, в том же английском языке слово vampire закрепилось не раньше 1734 года, а подлинную популярность этот вид нежити обрел после выхода романа «Дракула». Списанный с господаря Валахии образ получился весьма символичным – «восточный чужак» с окраин цивилизованного мира стремится попасть в столицу Британской империи и, разумеется, привозит с собой опасную заразу.
Более того – в чопорное, целомудренное викторианское общество он привозит порок. На данный момент уже всем, наверное, известно о скрытом эротизме вампирского укуса, который стал заменой действий сексуального характера в литературе XIX-го века и в кинематографе XX-го.
Так в итоге и получилось, что для англосаксонской культуры вампир сперва был экзотикой с эротической перчинкой, а потом стал эстетизированным воплощением чего-то порочного и запретного.
В таком качестве вампир и попал обратно на Восток Европы. И не особо прижился. То есть, например, в России многие с удовольствием смотрели западные фильмы ужасов, триллеры, черные комедии и прочая. А вот отечественный ответ не получался.
До недавнего времени.
В последние годы появились довольно удачные российские сериалы на тему вампиров и критики возликовали: «Наконец-то научились!». Правда?
«Вампиры средней полосы», начиная с середины первого сезона, сценарий будто украли из детектива для домохозяек, но сама задумка и образы центральных персонажей крайне интересны. Мы наблюдаем за жизнью смоленской вампирской семьи: тысячелетнего кривича, врача времен войны с Наполеоном, капризной графини и советской милиционерши…
«Пищеблок» по роману А. Иванова рассказывает об эпидемии вампиризма в советском лагере в лучших традициях детских страшилок, но потом выходит на идеологию и показывает нам упырей НКВД-шников… заразившихся от упыря-белогвардейца.
Дело, получается, не только в том, что наши кинематографисты набили руку, но и в том, что наконец-то обратились к теме, с которой простой русский упырь начался как явление – к теме предков.
Любовь {Leo} Паршина, специально для канала "Русичи"
|
|
| |
Макошь | Дата: Воскресенье, 22.09.2024, 16:14 | Сообщение # 62 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
| Кикимора - загадочный персонаж славянской мифологии Кикимора – одно из самых известных существ в древней славянской мифологии, но несмотря на свою популярность, она часто воспринимается как зловредное и негативное существо.
Давайте разберемся, почему на Руси не любили кикимору.
Происхождение кикиморы
Кикимора – это дух женского пола, обитающий в доме и помогающий или мешающий его обитателям.
Кикимору описывали как низенькую скрюченную неряшливую и безобразную старушку, длиннокосую девушку или женщину, как маленькую девочку или даже как мужика или старика.
В современной культуре чаще появляются лесная или болотная кикимора — покрытая травами и мхом безобразная старушка, пугающая и сбивающая с дороги людей и похищающая детей.
В разных источниках можно встретить разные описания и повествования о кикиморе, но, в основном, ее изображают как злого домового, который наносит вред и ссоры в семье.
Одной из причин неприязни к кикиморе может быть страх перед неизвестным.
В средневековой Руси люди были склонны найти объяснения своим проблемам в сверхъестественных сущностях, а кикимора, будучи духом из иной реальности, становилась удобным оправданием для неудач и бедствий.
Негативное восприятие из-за порчи
В славянской мифологии кикимора часто ассоциируется с порчей и неудачами. Ее предполагаемая способность причинять вред и зло делает ее нежелательным существом для общества.
Люди боялись привлечь на себя ненужное внимание кикиморы и предпочитали избегать контактов с ней.
Одолеть кикимору можно специальным ведунским или волховским заговором.
Также великолепный оружием против кикиморы выступают чеснок, полынь, соль и серебро. В дом, возле входа в который зарыт серебряный предмет или посыпана солевая дорожка, кикимора не войдет.
Но она может воплотиться в этом доме. Тогда выгнать ее можно будет только специальным обрядом. Вне людских домов кикиморы не живут и во всех легендах, связанных с некой кикиморой болотной, речь идет о совсем другом создании.
* * *
Таким образом, неприязнь к кикиморе на Руси объясняется смесью страха перед неизвестным, негативным восприятием из-за порчи и влиянием христианства, которое привнесло свои ценности и убеждения.
Несмотря на это, кикимора остается важной частью славянской мифологии и культуры, и понимание ее значения может помочь лучше понять образы и символы, сформировавшиеся в русском народе на протяжении веков.
https://dzen.ru/a/ZtRq7pv_2wYCfxtc
|
|
| |
|
|