КОСМИЧЕСКАЯ ЭТИКА - Рассвет Сварога |
Воскресенье, 06.10.2024, 18:49 |
|
Приветствую Вас Гость | RSS
|
|
Праздники славян
|
|
Макошь | Дата: Вторник, 02.02.2010, 17:48 | Сообщение # 46 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| Малые Велесовы Святки (Волчьи Святки) 4.02 - 10.02 С 4 по 10 февраля (лютеня) отмечаются Малые Велесовы или Волчьи Святки - череда святодней между Велесом Малым (3 февраля) и Велесом Великим (11 февраля): 4 лютеня - Велес Студёный, 5 лютеня - Велес Корович (или Велес Коровятник), 6 лютеня - Велес Телятник, 7 лютеня - Велес Лукавый, 8 лютеня - Велес Серповидец, 9 лютеня - Велес Житный Дед и, наконец, 10 лютеня - Велес Зимобор. "Волчьими" Малые Велесовы Святки называются оттого, что в эти дни у волков решается судьба, кто и с кем заведёт волчат, - играются так называемые "волчьи свадьбы". В эпоху двоеверия большинство черт Велеса было перенесено на образ самого почитаемого на Руси христианского святого - Николая Угодника. Скотьи же функции Велеса "принял" на себя святой Власий. Отмечались следующие праздники: 4 февраля - Никола Студёный ("На Студёного Николу снегу наваливает гору", "Никола Студный - Волчий Сват, маковый закат") - время "зверинных свадеб"; 5 февраля - Агафья Коровятница ("На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит") - в деревнях творили обереги на скот; 6 февраля - Вукол Телятник ("На Вукола телятся жуколы"); 7 февраля - Святой Лука ("Пришёл Лука - пеки пироги с луком") - луковым духом отгоняли болезни и всякую нечисть; 8 февраля - Захарий Серповидец ("На Захария Серповидца гляди серпы на лето", "Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы"); 9 февраля - Никифоры-Панкраты ("Пришёл Панкрат - хлебом богат", "На Панкрата Зима убегает тёмными ночами", "На Никифора лапти плетут"); 10 февраля - Прохор ("На Прохора Зима заохала", "Пришли Прохор да Влас - никак, скоро весна у нас"). http://www.slavlib.ru/viewpage.php?page_id=198
|
|
| |
Макошь | Дата: Суббота, 06.02.2010, 15:16 | Сообщение # 47 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| Масленица (Начало масленичной недели) 8 февраля Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от наших предков. Это — веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков. Подробней о праздновании Масленицы здесь Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным воскресеньем» или «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. http://www.calend.ru/holidays/0/0/1246/
|
|
| |
Макошь | Дата: Вторник, 09.02.2010, 11:13 | Сообщение # 48 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| Велес - Покровитель скота и пастухов 11 февраля Велесов день - Середина зимы. (возможны также следующие варианты: 10 или 12 февраля) - Велес "сшибает рог Зиме", в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и "Скотий Бог"), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства и защиты, а скоту да добру всякому - приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса - Премудрого Бога особо: волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями... Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но одолеть, не может. Поселяне в этот день кропят скотину водой, приговаривая: «Велес, скотий бог! Дай счастья на гладких телушек На толстых бычков Чтоб со двора шли - играли А с поля шли - скакали» Молодицы в этот день пьют крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные». В этот день в требу приносится коровье масло. После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия». Повещалка с воплем: «Ай! Ай!» бьет в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды опахивают селение (капище) «межеводной» бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами. Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Его бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается «коровья смерть». Когда-то в старину, попавшихся навстречу убивали насмерть. Иных женщин заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили. По окончании шествия - обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: «Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибает «рог с Марены». Затем начинается пир (запрещено употреблять говядину) и игрища. Между третьим и одиннадцатым февраля (3.02 - 11.02) ожидается семь крутых утренников. После праздника отмечаются также "Велесовы Дни" (12.02 - 18.02) - шесть дней, в течение которых с теми, кто почтил Велеса, случаются удивительные вещи. Православные христиане отмечали 11 февраля день Святого Власия - покровителя скота. О сём в народе говорили: "Власьев день - Коровий праздник", "У Власия и борода в масле". Сразу после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) - 15 февраля. В этот день "Зиме вспять поворотить"; ночью "окликали" звёзды, чтобы овцы лучше телились, а поутру бабы "зорнили пряжу" - выставляли первый моток пряжи "на зорю", дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую "прядёт" Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка. 16 февраля отмечали Маремьяну Праведную или Маремьяну-Кикимору. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору (потворницу самой Матери Макоши, супругу Домового), чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. http://www.calend.ru/holidays/0/0/1570/
|
|
| |
Макошь | Дата: Воскресенье, 14.02.2010, 19:11 | Сообщение # 49 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| Сретение 15 февраля Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась, в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
Простолюдины западнорусского края сретенскими свечами на праздник Сретения имеют обычай поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли.
В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения сельские жители судят о наступающих весне и лете, особенно о погоде, урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». - Ежели на Сретенье установится оттепель - весна ранняя теплая, коли холода завернут - весна холодная; выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. Если на Сретенье снег через дорогу несет, - весна поздняя и холодная. Именно на этот день говаривали: солнце на лето - зима на мороз. А еще: будет снежок - весной дрожжок. Коли метель дорогу переметает - весна поздняя да холодная; ежели тепло - ранняя и теплая. «На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних». - «На Сретение капель - урожай пшеницы». От имени праздника Сретения в нашем простонародье последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими.
На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья.
Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса. В этот день в деревнях раньше проводили гулянья.
В день Сретения наши древние предки поклонялись Солнцу: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы – так называемую, Ерзовку. Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Ее украшали дарами и подношениями – цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.
На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые - они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить последних от болезней. В этот день жглись костры, народ веселился ритуальными плясками.
Скучать в Сретение нельзя – бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.
http://www.calend.ru/holidays/0/0/172/55/
|
|
| |
Макошь | Дата: Воскресенье, 14.02.2010, 19:16 | Сообщение # 50 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| «Готовь сани летом, а телегу зимой»
Починки 16 февраля Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева сразу после Сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря, называя этот февральский день «Починками».
Расчиная Починки, крестьяне помнили: чем раньше примешься за хозяйство - тем больше весне угодишь. Тянуть с починками до настоящих теплых дней не пристало настоящему хозяину. Открывая сарайки, прикидывали крестьяне: за какую работу надо вперед взяться?
Работали дружно, всей семьей, находя посильное дело и малым и старым: «В Починки Дед встает чуть свет – чинит сбрую летнюю да соху столетнюю». Отремонтированную упряжь не без гордости вывешивали на видном месте – мы, мол, к пахоте и севу готовы. Да и хозяйки в это время без дела не сидели: готовили, стирали, перебирали вещи в сундуках.
Существует ошибочное мнение, причем упоминаемое именно в Починки, что Домовой в ночь тревожит лошадей и может загнать их насмерть. Домовой хорошему хозяину помощник, а никак не враг, а иначе для чего бы Домового в новый дом из старого переносили в совочке с углем от старой печи. Домовой – оберег для дома и никак не нечистая сила!
---------------------------------------
16 февраля (лютеня) отмечаются Именины Кикиморы - день, когда люди творят обереги дому. У православных христиан на эту дату приходился день Маремьяны Праведной, прозванной в народе Меремьяной-Кикиморой. Иногда она помогает хозяевам, предупреждает их о беде, но иногда сама вредит по мелочам. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору (потворницу Морены и Макоши, супругу Домового), чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам.
Тако же в народе говорили: "На Маремьяну Ярило - с вилами". Ибо, по поверьям, о сию пору Ярило Велесич "воздевает зиму на вилы".
http://www.slavlib.ru/viewpage.php?page_id=200
|
|
| |
Макошь | Дата: Вторник, 16.02.2010, 12:54 | Сообщение # 51 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| Троян зимний 18 февраля Троян зимний — важная дата для древних славян. Этот день наши предки считали днем Воинской славы, когда много русских воинов пали от Римских воинов в придунайской области, у Трояного Вала (этимология названия не выяснена до сих пор). Скорее всего, Троян Вал был оборонительной насыпью, но, возможно, на этом месте был воздвигнут небольшой форпост. Воины те бились, не сложив оружия и не показав спины. Этот праздник известен также под названиями «Стрибожьи внуки», «поминовение падших у Троянова Вала». К сожалению, на сегодня много не выяснено из истории героического подвига у Трояного Вала, в том числе — точной даты (около 101 года нашей эры) и других подробностей. Этот эпизод в истории Древней Руси четко упоминается в Велесовой книге и восхваляется в «Слове о полку Игореве»: «То ведь римляне нам завидовали и замыслили зло на нас — пришли со своими возами и железными бронями и ударили на нас, а поэтому долго отбивались от них и отбросили их от земли нашей; а римляне, видя, что мы крепко защищаем свою жизнь, оставили нас» (Велесова книга). «И они на прямом пути к тризне полегли, и Стрибоговы внуки пляшут над ними, и плачут о них осенью, а студеной зимой о них причитают. И голуби дивные так говорят, что погибли они славно и оставили земли свои не врагам, а своим сыновьям. И так мы потомки их, и не лишимся мы земли» (Велесова книга). Древние воины-славяне думали о потомках и о Величии Земель русских — не испугались они смерти, а вступили в бой, даже не допуская мыслей о предательстве, отступлении или сдаче врагам. Так будем же и мы достойными жизней наших предков — издревле у славян было принято в этот день совершить что-то героическое, опасное, полезное для Родины или семьи и помянуть за столом отважных воинов. http://www.calend.ru/holidays/0/0/1958/
|
|
| |
Макошь | Дата: Четверг, 18.02.2010, 18:17 | Сообщение # 52 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| Стрибог Зимний 21 февраля (лютеня) Отмечается Весновей (Стрибог Зимний) - день, когда зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле. В пору двоеверия на эту дату приходился день Тимофея Весновея. В народе говорили: "Весновей теплом привечает", "Тимофей Весновей - уж тепло у дверей", "Февральские Тимофеи - Весновеи, как ни злись метелица, всё весной повеивает", "Дожить до Весновея, а там и зима не страшна", "Весновей вешнюю ярь приносит", "Тимофей Весновей - вестник тёплых дней", "Теплом привечает - тепло веет, стариков греет", "Вешнее тепло веет - старого греет", "Дует с юга вешний ветер перемен" и призывали: "Весновей, весновей, на село тепло навей", "Март у зимы шубу купил, да через три дня её продал". Незадолго перед Весновеем - 18 февраля - кланялись овсяничками (пирожками из овсяной муки) Яриле-Весеню, который, по поверьям, заставлял о сию пору петь птицу-освянку: "Покинь сани! Покинь сани!.." Птичка-овсянка с желтоватым зобком и зеленоватой спинкой слыла вестницей скорого тепла. В этот день кто зиму на печи пролежали - покидали избу, на завалинках грелись на солнышке, разговоры вели, смешные истории вспоминали. В это время начинается движение сока в клёнах и берёзах. Виноградную лозу ломай, пока бурлит движение сока. Тетерев забулькал, заворковал - весну краснобровый ворожит. http://www.slavlib.ru/viewpage.php?page_id=201
|
|
| |
Макошь | Дата: Пятница, 26.02.2010, 22:15 | Сообщение # 53 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| День Храма Души 28 февраля День, когда человек должен навести порядок в своей Душе. Он должен посетить службу в Храме, принести дары Богам и Предкам, принять Чистый Свет в свою Душу от Храмовой Огневицы. Этот день завершает Чистый Пост. По Славяно-Арийскому Календарю (Коляды Дар)
|
|
| |
Макошь | Дата: Пятница, 26.02.2010, 22:18 | Сообщение # 54 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| Кощеев День 29 февраля (лютеня) - в этом году его нет. - один раз в четыре года (в високосный год) отмечается Кощеев День. В этот день Кощный Бог "возвращает" людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но Мудрые учат не боятся этого, а обращаться в Сердце к РОДным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть Кривду и жить по Правде... У православных христиан на эту дату приходился день Святого Кассиана, именуя его: "Касьян Немилостивый", "Касьян Злопамятный", а тако же: "Скупой", "Завистник", "Корыстник", "Косоглазый", "Остудный" и проч. В народе говорили: "На что Касьян взглянет - всё вянет", "Касьян на скот взглянет - скот валится, на дерево - дерево сохнет". "Касьяновым глазом" называли дурной глаз колдуна. http://www.slavlib.ru/viewpage.php?page_id=202
|
|
| |
Макошь | Дата: Понедельник, 01.03.2010, 11:36 | Сообщение # 55 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
|
День Марены (Навий День) 1 марта (березола, сухыя)
отмечается День Марены или Навий День - праздник воскрешения мертвецов и последний день силы и власти злых Навьих Богов перед приходом Весны.
У православных христиан на эту дату приходился день Святой Евдокии, которая руководила приходом Весны.
С наступлением марта, у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб. В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая:
"Свети, свети, Солнышко! Дам тебе яичко, Как курочка снесёт в дубраве, Отнеси его до раю, Пусть все души радует".
В воду бросают скорлупу освещённого, покрашенного в красный цвет, яйца. Считается, что скорлупа доплывёт до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминает) к Русальному дню. В ночь перед Навьим днём навьи (чужие, заброшенные, "заложенные" покойники, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.
Это День Мары-Марены - Великой Богини Зимы и Смерти, жены Кощея и сестры Живы и Лели.
В народе она была такое же прозвана Кикиморой одноглазой (вероятно потому что является предводительницей всех кикимор, включая домашних и болотных). Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: "Вздел Ярило зиму (Марену) на вилы!" В этот день вспоминают и чтят эту грозную богиню, которая проведёт наРОД после смерти к Калинову Мосту. Владения Морены, согласно древним сказам, лежат за чёрной рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.
Народные приметы к сему дню: "Если в этот день в полдень видно солнце, весна будет ранняя, если метёт метель - вся неделя метельная", "Чем больше выпадет снега, тем выше урожай зерновых", "Если в мороз вспотели оконницы и рамы - жди потепления", "Вверх поднимаются по стеклу "снежные растения" - морозу продолжаться, наклонились их побеги - к оттепели".
http://www.slavlib.ru/viewpage.php?page_id=188
|
|
| |
Макошь | Дата: Вторник, 09.03.2010, 12:43 | Сообщение # 56 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| Сороки (Жаворонки) 9 марта (березола) проводят вторые Заклички Весны (Богини Живы), творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе "ярилиными плешами". Согласно славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц (от того праздник сей зовётся Сороками), знаменующих собой приближение Девы Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай. У православных христиан на эту дату приходился день Сорока Мучеников. В народе говорили: "На Сорок Мучеников сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается", "На Сорок Мучеников - прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков". В этот день хозяйки пекли из пресного теста "жаворонков", с которыми и совершались Заклички. При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через сорок дней. В некоторых домах пекли сорок "орехов" из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, "откупаясь" так от Мороза. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. Люди радовались тому, что с каждым днём приближалось наступление весны. В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, как бы летящих, и с хохолками. Печенья назывались "грачами", "жаворонками" или просто птичками. Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал в воздух. Печёных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали "птичек" на шесты, на палки, плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали: "Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето тёплое! Нам зима надоела, Весь хлеб у нас поела, Всю скотину поморила". В некоторых закличках содержались обращения к живительным силам природы: "Весна, весна красная Приди, весна, с радостью, С радостью, с огромную милостию: Со льном большим, С корнем глубоким, С хлебом великим". После печёных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: "Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был". С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печёную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен во время начала посева. Во многих местах печенье выпекали в форме небольших крестиков. Считалось, что крестообразное печенье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весной, во время сева их бросали в сетево - особое решето, из которого сеяли зерно. Ритуальное выпекание хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу земле и работавшему на ней пахарю. С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зёрнышки, чешуйки хмеля или монетку. Обнаруженное зерно означало богатство, таракан - будущие сплетни, чешуйка хмеля - веселье. Часто "кресты" давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые песенки-заклички: "Крестики, крестики, жавороночки, Крест подают и водой обдают, Половина - то говина* перевалится, Кадка с молоком перекатится". (*Говином назывался пост, время говенья, ограничения в еде). В древности обряд заклинания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр. Девицы так же совершали свои заклички, стоя на высоких местах, пригорках или крышах, глядя на восток, пели: "Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью, С великою милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким С хлебами обильными. Весна красна! На чём пришла На чём приехала? На сошечке, на бороночке?" Расстилают на поле новый холст, кладут на него круглый пирог и, вновь обращаясь на восток, произносят: "Вот тебе, матушка Весна!". С этого дня начинают петь весенние обрядовые песни-веснянки, посвещённые богине девичьей любви Леле, покровительнице влюблённых. Когда игры заканчивались, печенье прикрепляли к веткам деревьев или прятали его под застрехи в сараях или домах. Оставшееся печенье съедали или скармливали скоту. Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращённый к Морозу. Для него пекли небольшие шарики - колобки. Их выбрасывали на улицу, приговаривая: "Мороз Красный нос, Вот тебе хлеб и овёс, А теперь убирайся подобру-поздорову". Иногда вместо колобков варили овсяный кисель и выставляли его в миске на краю поля или просто на крыльцо. Затем Мороз приглашали отведать кушанье: "Мороз-Мороз, не тронь мой овёс, Приходи кисель есть". Обычно после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам.
|
|
| |
Макошь | Дата: Воскресенье, 14.03.2010, 21:46 | Сообщение # 57 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| Овсень малый 14 марта В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день — 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени. С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами. Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года. После принятия христианства этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии, которая взяла на себя образ Весны (Весенницы). 1 сентября 325 года на Первом Вселенском соборе в Никее было принято решение о перенесении начала Нового года с 1 марта на 1 сентября. 20 декабря 1699 года именным Указом Петра I было установлено, что празднование Нового года в России переносится с 1 сентября на 1 января.
|
|
| |
Макошь | Дата: Среда, 17.03.2010, 17:25 | Сообщение # 58 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| От гуляли масленицу по христианскому обычаю? А вот, когда и как праздновалась масленица славянами! Масленичная Седмица С 18 по 24 марта (березола) на славянской земле проходит Масленичная седмица (неделя), которая разделяет два главных сезона в славянском народном календаре - зиму и весну. Это весёлые проводы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. В старину в эти дни начинались уличные гулянья, строились ледяные горки. На проводы Масленицы устраивались кулачные бои, сжигали чучело Масленицы. В древности же масленичные гуляния продолжались не одну, а две седмицы. Некоторые историки справедливо считают, что в древности Масленица была связана с днём весеннего солнцеворота (солнцестояния), но с принятием христианства она стала предварять Великий Пост и зависеть от его сроков. Этнографы считают, что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день (11 февраля), приходившийся на 24 февраля по новому (христианскому) стилю, стал днём святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: "У Власия и борода в масле". Во время Масленичной седмицы тако же празднуют Комоедицу - Медвежий праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Родноверы-мужчины чествуют его особым медвежьим плясом и велесовой боротьбой (борьбой). Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебы, сделанные из смеси муки овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть и не озорничать на пасеках в течение всего года. Блины, непременные атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как Масленице предшествовал "родительский день", когда славяне отдавали дань почтения душам усопших предков. Среди других обычаев и развлечений особо выделялось ряжение (в России ряженые сопровождали чучело Масленицы), вождение "козы" или "козла" (Восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодёжные вечерки и так далее. Возле ледяных гор развёртывалась бойка торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой - Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглёры, показывали дрессированных животных, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины". Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний. На сценах лёгких временных театров выступали профессиональные актёры, любители из числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты. Самым любимым и красивым масленичным обрядом у славян было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром и медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошадёнки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - древнейший языческий обряд зазывания Весны-Красны. Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и навещали родных и знакомых. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. "Новожёнов" и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись. Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лён и конопля выросли "долгими" (высокими), на Руси женщины катались с горок, стараясь съехать как можно дальше. Ни одна масленичная неделя на Руси прошлых веков не обходилась без медвежьего представления. С учёными медведями ходили по всей стране с незапамятных времён, этот промысел был занятием древним и традиционным. В народе медведь ассоциируется с языческим богом Велесом, поэтому считалось, что он обладает магический целебной силой. В глазах крестьян он был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдёт вокруг него, то не случится пожара. Ещё одной масленичной потехой были кулачные бои, которые представляют собой остаток древней военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках". В старину было три вида кулачных боёв. Самым лучшим и интересным считался бой один на один. До нас дошла игра "в Калашникова" - двое садят друг другу в грудь кулаками по очереди, пока кто-нибудь не сдастся. Или - на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить (или улететь) за палку. Наносить удар в область сердца запрещается. По горлу тоже не бьют. Принимая удар, нельзя разворачивать корпус. Можно бить в живот если договорятся. Вперёд шагать тоже нельзя. Ещё одну забаву мы тоже хорошо знаем. С каждой стороны по двое - "Конь" и "Всадник". Цель - свалить противников на землю - хотя бы верхнего. Очень много от "коня" зависит. Практиковались и бои "стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак. Реже всего допускался бой "сцеплялка - свалка", который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки". Масленичная седмица: Понедельник (Косой или Кривой понедельник) - Встреча, начало Узкой Масленицы. В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: "Звал, позывал чистый семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться". После этих зазываний дети начинали кричать: "Масленица приехала, Масленица приехала!" и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи. Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные - с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: "Честные наши родители, вот для вашей души блинок". Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "Месяц, ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звёзды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю Масленицу. Где нет свекра или свекрови, а молодые встречали первую Масленицу, тёщи приходили к своим зятьям учить дочек блины печь. Обычно, зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить уму-разуму. Получить такое приглашение почиталось за великую честь. Званная тёща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла. Вторник - Заигрыш. С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, весёлые и разудальные игры, народные гуляния и забавы, представления. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. В больших деревянных балаганах (помещениях для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почёте и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестёр, а от дома к дому ходили "позыватки" - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почётом, угощали блинами и напитками, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всем домочадцам. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали отказы по-своему: "здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого". Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых. Среда - Лакомка. На Лакомку тёщи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось тёще всех привечать и угощать, да так, чтобы не один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "Хоть с себя всё заложи, но Масленицу проводи!" В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или как говорили в народе: "сколько раз собака хвостом махнёт". Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и сёлам отдельно от мужчин и распевали весёлые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тёщу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как тёща для зятя блины пекла, как у тёщи головушка болит, как зятёк-то тёще спасибо сказал. Четверг (Широкий четверг) - Разгул - Начало Широкой Масленицы. В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды, ведущие своё начало из Древней Руси. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника со сбитнем или квасом и калачами, а вслед за этим "поездом" тянулся народ. Кулачные бои проходили по своим строгим правилам. Нельзя было, например, бить лежачего, вдвоём нападать на одного, бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение грозило наказание. А ещё начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер. Пятница - Тещины вечерни. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодёжи в нахождении себе пары. А уж сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодожёнам. Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодожёнами и справляемым по всей Руси, было посещение тёщи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах "тёщины блины" проходили в среду (на Лакомки), но обычно приурочивались к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тёщ, то в пятницу зятья устраивали "тёщины вечерки" - приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Тёща обязана была прислать с вечера всё необходимое для печения блинов: сковородку, половник и прочее, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тёщей. Суббота - Золовкины посиделки. В субботу, на Золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были ещё не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сёстры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сёстры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки. Последний день масленичной недели называется Прощёное воскресенье, когда люди просят друг у друга прощения. Если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в "прощённое воскресенье", они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня, пожалуй". Второй же отвечал: "Бог тебя простит". Обида была забыта. С той же целью в прощёное воскресенье ходили на кладбища, оставляли на могилах блины, поклонялись праху родных. В этот день сжигалось чучело как символ зимы, которая закончилась. А пепел развеивали над полями - "на богатый урожай". Основным эпизодом последнего дня были "проводы масленицы", нередко сопровождаемые возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую "Масленицу": нарядно одетую девушку, женщину или старуху. Затем под крики и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег ("проводили Масленицу"). Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд "проводов" состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старьё - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ Солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра. В центральных областях России "проводы масленицы" сопровождались удалением за пределы культурного пространства скромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда ("Молоко сгорело, В ростов улетело"). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьёт кого-то, кричал: "Не проси молока, блинов, яичницы". источник
|
|
| |
tantra | Дата: Среда, 17.03.2010, 18:34 | Сообщение # 59 |
Группа: Удаленные
| Придется завтра опять блины печь, так что ли? Любят у нас на Руси погулять - чем больше поводов, тем приятней Quote (Макошь) В центральных областях России "проводы масленицы" сопровождались удалением за пределы культурного пространства скромной пищи, символизирующей Масленицу Наверное, не скромной, а скоромной - так вроде называют обычную, не постную еду.
Сообщение отредактировал tantra - Среда, 17.03.2010, 18:35 |
|
| |
nazim | Дата: Среда, 17.03.2010, 22:23 | Сообщение # 60 |
Знающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 326
Статус: Убежал
| Quote (tantra) Любят у нас на Руси погулять - чем больше поводов, тем приятней Чтож плохого ? Лишь бы повод был светлый !!!
|
|
| |
|
|