БЫТ славян
|
|
Макошь | Дата: Вторник, 25.06.2013, 21:36 | Сообщение # 61 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| продолжение статьи "Обычай коллективной помощи в русской деревне" 1. Помощь в полевых работах.
Жатва - вы‘жинки, дожи‘нки, обжи‘нки, спожи‘нки Молотьба - кa‘ша, соломa‘та, бородa‘, круг Прополка - помоло‘тка, помоло‘ты полоту‘шки Покос - сеновни‘цы, бородa‘, ховру‘н Вывоз навоза на поле - нa‘зьмы, назьмы‘ (образовано от слова назём – навоз), отво‘з, наво‘зница
Землепашество на Руси всегда было основой крестьянской жизни. Благополучие хозяйства во многом зависело не только от урожая, но и от того, успеют ли крестьяне вовремя его собрать. Именно с целью быстрого завершения работы собирали помочь. Она становилась частью обряда, посвященного окончанию жатвы. И названия ей дали выжинки, дожинки, обжинки, спожинки – все от корня жа-/жин-. Помогать приходили женщины и девушки всей деревни, со своими серпами, нарядно одетые, потому что сама работа осознавалась как праздник. Ей сопутствовали различные магические действия.
Самый важный момент наступал, когда доходил черед жать последнюю полосу. Это ответственное дело доверяли либо самой красивой девушке, либо самой опытной, почтенной женщине. Несколько колосьев на полосе вообще оставляли несжатыми – их обвязывали лентой или травой, украшали венком, пригибая к земле, а под колосья клали хлеб-соль. Этот обряд назывался «завивать бороду». Потому-то в некоторых деревнях и помочь именуют бородой. При этом жницы (женщины, которые жнут) приговаривали:
Уж мы вьем, вьем бороду У хозяина на поле. Завиваем бороду На поле на широком.
Или же:
Вейся, вейся, борода, Бородушка, вейся. Сусек, наполняйся. (Сусек – это отделение, отсек в амбаре или сундуке для хранения зерна.)
В некоторых местах жницы в бороду втыкали свои серпы, а потом молились Богу или святым:
Вот тебе, Илья, борода. На лето уроди нам ржи да овса.
А еще было принято кататься по жнивью (сжатому полю), чтобы у женщин не болела от работы спина. И опять же приговаривали, обращаясь уже к полю:
Нива, нивка, отдай мою силку, Ну, я тебя жала и силку потеряла.
Как мы видим, во всех этих действиях переплетаются древние, еще языческие черты – поклонение Земле как источнику жизненной силы, – с христианскими верованиями – молитва Богу и святым.
Особо почитался и последний сжатый с поля сноп. В некоторых местах его положено было жать молча. А потом сноп-именинник украшали, кое-где наряжали в сарафан или убирали платком, затем с песнями приносили в деревню. Сноп отдавали хозяйке, которая устраивала помочь. Она ставила его в красный угол к иконам и хранила до Нового года. Считалось, что зерна этого снопа обладают целительной силой. Зимой их скармливали скоту небольшими порциями, давали животным в случае болезни.
К моменту возвращения женщин с поля у хозяев были накрыты столы с угощением. На севере помочанобязательно кормили кашей. Поэтому здесь и обычай назывался кашей. В некоторых говорах, как уже говорилось, помочь именовали соломата. Это слово тоже означает кашу, но не из крупы, а кашу, сваренную из муки и похожую на кисель. Кроме того, хозяйка предлагала пышные пироги, орехи, конфеты, сладкую брагу.
Богатые крестьяне готовили много самых разнообразных блюд: их число колебалось от 10 до 15. А на юге России во время застолья часть гостей ходила по деревне, величая, славя хозяина, при этом самая красивая девушка несла украшенный сноп, а ее подружки гремели серпами, трещотками, звенели колокольцами, отпугивая злые силы. Потом все вновь садились за столы – и празднество продолжалось.
Реже коллективную помощь – помоло‘тки, помоло‘т – собирали при обмолоте зерна. Раньше зерно обмолачивали вручную с помощью цепов, позже появились простейшие механические приспособления для молотьбы, а уж затем электрические молотилки. Во многих областях, например Ярославской, окончание молотьбы сопровождалось большим праздником с угощением: Помоло‘тов, бывало, задолго ишшо ждали. Там угошшают кушаньем, чаем, вином(Ярославский областной словарь).
Важным и очень распространенным видом помощи был вывоз навоза на поля, помогали всем по очереди. Сначала все собирались у одного хозяина и вывозили навоз с его скотного двора, потом переходили к соседу. Если деревня была небольшая, справлялись с этой работой за один день, если большая, то за несколько воскресных дней. Наво‘зницы, назьмы‘, навозную толоку, илинавозную помочь, проводили в начале лета.
Заняты были все: мужчины грузили навоз вилами на телеги, ребятишки становились возницами, женщины и молодежь скидывали навоз с телег и разбрасывали по полю. Хотя работа была не очень приятной и достаточно тяжелой, проходила она дружно и весело: лошадей украшали бубенчиками, лентами, много шуток сопровождало последний воз, участники пели песни и частушки:
Я на лодочке катался По широкой по реки, Прилюбилася девчонка Со навозной толоки.
В Тверской губернии делали два соломенных чучела – мужика и бабы, которых с последним возом везли в деревню, крестьяне встречали их с вилами и сбрасывали с телеги, что символизировало завершение работы. После этого устраивался пир, для него обязательно варили кашу, брагу. С навозницей связано большое количество пословиц: Клади навоз в пору, соберешь хлеба гору. Конь любит овес, а земля навоз. Без назема-батюшки не жди хлеба от земли-матушки (назем – диалектное название навоза).
|
|
| |
Макошь | Дата: Вторник, 25.06.2013, 21:46 | Сообщение # 62 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| 2. Помощь при строительных работах.
Установка сруба на фундамент - взды‘мки, сды‘мки Строительство печи - печебитье
Название вздымки образовано от глагола вздымать‘поднимать’. Это действие предусматривает подъем сруба и установку его на фундаменте. Помочане-мужчины раскатывали ранее приготовленный сруб, стоящий на земле, а потом его собирали уже на фундаменте.
Самый важный этап в строительстве – подъем матицы, то есть центральной потолочной балки. К матице положено было привязывать горшок с кашей, укутанный в полушубок, а также хлеб, пирог или бутылку с брагой, пивом.
По последнему венцу шел один из участников помощи – севальщик, который разбрасывал(рассевал) зерно и хмель с пожеланиями достатка и благополучия хозяевам, потом перерубал веревку с едой. После этого все помогавшие садились за угощение, называемое матичное.
Печебитье могло быть и мужской, и молодежной помощью. Обычно, чтобы работа проходила успешнее, хозяин сам делал опечек – основание для печи и форму в виде дощатого ящика, куда набивали глину. Печь, как правило, устанавливали в новом, еще не достроенном доме. «Били» только глиняные печи, а кирпичные обычно клали печники.
Молодежь по просьбе хозяина привозила глину, разминала ее, а потом в форму глину вбивали ногами, деревянными молотками, работали в такт песням. Управлялись за один воскресный вечер. Завершалась работа, как всегда, угощением, которое называлось печное, молодежь распевала частушки, плясала на остатках глины.
|
|
| |
Макошь | Дата: Вторник, 25.06.2013, 21:50 | Сообщение # 63 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| 3. Помощь для работы в доме.
Обработка льна и конопли - помяту‘шки, потрепу‘шки, копоти‘ха, хари‘зна, кари‘зна Прядение шерсти и льна - су‘прядки, попря‘душки, пряди‘льницы, попря‘духа, попряду‘ха Рубка и соление капусты - капу‘стки, капу‘стница Мытье и уборка избы - избомы‘тье, большемы‘тье Заготовка дров - дровяни‘цы
Все перечисленные виды помощи, кроме дровяниц, женские. Снопы льна и конопли перед обработкой сушили в овинах. Чтобы лен и конопля не успели после этого отсыреть, их следовало быстро обработать. Поэтому хозяйка и собирала соседок, девушек и молодых женщин, на помощь в конце сентября. Они разминали стебли льна или конопли мялками, специальным ручным орудием, затем трепали их трепалами, чесали щетками и гребнями, получая кудель – длинные волокна лучшего сорта.
По этим процессам и совместная работа стала называться помятушками да потрепушками, которые устраивались не в избах, а в овине или бане, так как при работе было много пыли и грязи. Во многих местах существовала норма – каждая помощница должна была успеть за ночь обработать до ста снопов.
Конечно же, чтобы работа спорилась, девушки пели песни. В словаре Даля упоминается не часто встречаемое наименование копотиха ‘помочь баб и девок для обминки и обтрепки льна’, а в Ярославской обл. единично отмечены названия хари‘зна и кари‘зна.
Подготовленное к дальнейшей обработке волокно теперь могло лежать и ждать своего часа. Прядением женщины занимались, как правило, в долгие осенние вечера, с Покрова (14 октября н. ст.) до Рождества (7 января н. ст.), вновь устраивая помощь. Наименования для таких работ образованы от корня -пряд-.
Название су‘прядки широко распространено на северо-западе и севере – в Псковской, Владимирской, Вологодской, Кировской, Архангельской областях. В южных районах известны другие названия: попря‘дух, попряду‘хи, попрядo‘шки, а пряди‘льницывстречаются в Нижегородской области. Вот как рассказывала одна из хозяек про попря‘дух в Рязанской обл.: Девок собираю на попрядух, они прядуть, прядуть мой лен, я их кормлю, винца подносю (Деулинский словарь).
Супрядки отличаются от других видов помощи тем, что работа длится не один вечер, а несколько вечеров подряд в доме хозяйки, в конце всей работы она приглашает женщин на обед. Существует и другой вариант: хозяйка раздает сырье по домам и устанавливает срок завершения, именно в этот день устраивается гулянье. Супря‘жницы, супряжa‘нки (так называются помогавшие), нарядные, с выполненной работой, собирались к хозяйке.
В некоторых деревнях на праздник вместе с участницей помощи мог прийти брат, муж, ухажер. Во время еды мужчина стоял у женщины за спиной, поэтому назывался захребетником, ему передавали вино и закуску со стола. Интересно, что в отдельных районах супрядкой называют и саму помощь, и день, на который назначено угощение. Это наименование существовало еще в древнерусском языке, о чем свидетельствуют памятники письменности.
К женским видам помощи относилось избомы‘тье и большемы‘тье. Избы мыли перед большими праздниками: Рождеством, Троицей, но чаще всего перед Пасхой. Обычно белили печь, если она была глиняной, скребли до белизны стены, лавки, полы, а также стирали домотканые половики и вышитые полотенца, что украшали иконы.
К мужской помощи, помимо строительства, относилась заготовка дров, которая называласьдровяни‘цы. Зимы у нас долгие, холодные, для поддержания тепла в избе, для приготовления пищи требовалось ежедневно топить печь, а следовательно, необходимо было много дров.
Осенью, когда уже позади трудная пора сбора урожая и основные полевые работы завершены, наступала пора заготовок. В хозяйствах начинали солить грибы, огурцы. Особое место отводилось квашению капусты. Для заготовки капусты приглашались девушки, их называликапу‘стницы, а такую помощь – капу‘стки.
Вместе с девушками, как правило, собирались парни, чтобы их развлекать: играли на гармошке, балагурили. В некоторых деревнях парни принимали участие и в работе. Обычно капустками открывался сезон осенне-зимних собраний молодежи –посиделок и беседок. Как неоднократно говорилось, после помощи хозяева угощали всех присутствующих, а потом молодежь веселилась до утра.
|
|
| |
Макошь | Дата: Вторник, 25.06.2013, 21:58 | Сообщение # 64 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| Таким образом, в русской деревне помощь родных и соседей в различных видах работ – вещь необходимая.
Жизнь крестьянина нелегка, она во многом зависит от природных условий. Поэтому обряд имел такое большое значение. Каждый житель деревни почитал своим долгом принять участие в помочи. Хотя она была и добровольной. Отказаться от работы было по деревенским этическим нормам безнравственно, обществом такой поступок осуждался. Да и жизненный опыт подсказывал, что в помощи рано или поздно нуждался каждый домохозяин. Особенно важной во мнении сельской общины считалась помощь вдовам, сиротам, больным, погорельцам.
Хотя по деревням есть различия в проведении обряда, но везде, во всех областях главные его черты совпадали. Этот обычай интересен еще и тем, что в нем объединяются две главные стороны жизни – работа и праздник. Причем в народном сознании совместная работа воспринималась в первую очередь как праздник. Недаром так весело и споро трудились крестьяне, много шутили, пели песни, балагурили. Праздничная ритуальная трапеза была кульминацией действа. Вспомним, что обед или ужин часто состоял из нескольких перемен, чтобы весь год был сытым. Обязательно на стол подавалась каша (иногда несколько), а каша искони у славян считалась символом плодородия. Традиция совместного застолья, угощения тех, кто пришел в дом, а тем более помог в чем-либо, принята и в городской культуре, но своими корнями скорее всего уходит в крестьянскую праздничную стихию обряда коллективной помощи.
Нередко упоминание об этом важном для крестьянской жизни обычае мы находим в литературе.
Путешественник и натуралист, академик И.И. Лепехин оставил такие впечатления в «Дневных записках путешествия… по разным провинциям Российского государства» (конец ХVIII в.): «Помочь называется оттого, что малосемейные, однако зажиточные люди созывают своих соседей, чтобы помогли им снять созрелой хлеб…… другой род помочи всякой похвалы достоин, которую сиротской или вдовьею помочиюназывают». (Курсив здесь и далее – И.Б., О.К.)
А вот как описывает коллективную помощь в жатве в деревнях русско-белорусского пограничья С.В. Максимов – писатель-этнограф ХIХ в.: «Однако работа кончена: это и видно, а в особенности очень слышно. Повесивши серпы на плечи, идут жницы ужинать с поля в деревню, каши есть со всяким придатком и вкусной приправой, с покупным вином и домашней брагой. Впереди самая красивая девушка; вся голова ее в голубых васильках, васильками украшен и последний сноп с поля – дожинок. Девушку эту так и зовут Толокой».
Вот еще пример из произведения С.Т. Аксакова, писателя ХIХ в., автора сказки «Аленький цветочек»: «Разумеется, дело не обошлось без вспоможения соседей, которые, несмотря на дальнее расстояние, охотно приезжали на помочи к новому разумному и ласковому помещику – попить, поесть и с звонкими песнями дружно поработать».
Писатели ХХ в. тоже не обошли вниманием этот прекрасный обычай. Так, В.И. Белов, уроженец Вологодчины, говоря о строительстве мельницы в деревне, упоминает и помочь («Кануны. Хроника 20-х годов»): «Решили сразу же собирать помочи, чтобы начать новое, небывалое для Шибанихи дело. Помочи намечены были на воскресенье. За два дня до этого Павел сам из дома в дом обошел всю деревню, никто не отказался прийти. Обед решили устраивать в доме у Евграфа».
Об избяной помочи рассказывает А.И. Приставкин в романе «Городок»: «Помочь – дело коллективное, а не начальственное!.. Помочь – дело добровольное, тут каждый в жилу, и отвергнуть человека – все равно что опозорить его».
А вот как говорит об этом обычае герой повести В.Г. Распутина «Последний срок»: «Хошь дом ставили, хошь печку сбивали – так и называлось: помочь. Была у хозяина самогонка – ставил, не было – ну и не надо, в другой раз ты ко мне придешь на помочь».
Вот что знаем о помочи мы.
Если вы бываете или живете в деревне, попытайтесь расспросить ее старожилов, знают ли они такой обычай, существовал ли он в вашей деревне, как назывался и на какие виды работ распространялся.
источник
|
|
| |
Макошь | Дата: Вторник, 13.08.2013, 17:20 | Сообщение # 65 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| Короба Предметы народного быта, каждодневно используемые крестьянином в хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности.
Используя природные материалы (дерево, бересту, луб, глину) с минимальным использованием дорогостоящего металла, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов.
Примером этому могут служить берестяные короба, особо распространенные на Севере, но часто встречающиеся и в южных губерниях России. Короба изготавливались из цельных кусков луба, согнутых по периметру изделия и сшитых внахлест полосами лыка. Донце и верхнюю крышку делали из широких досок 2-3 сантиметров толщины.
Существуют два основных типа лубяных коробов: прямоугольные и цилиндрические. Встречаются прямоугольные короба с врезными секирными замками и верхними коваными ручками — "дорожные сундучки". Размеры коробов — от десятисантиметровых коробушек до метровых "комодов".
Короба всевозможных размеров применялись для хранения тканей, белья, одежды, пряжи, мелкой утвари и, главное, продуктов питания: сухих ягод, грибов, различного зерна, муки.
Дело в том, что навязанные материалом особенности конструкции (отсутствие острых углов, приподнятое донце, утопленная или значительно выступающая, хорошо притертая верхняя крышка, ребра жесткости по торцам) превращают короб из мягкого луба в надежный сейф против грызунов. Крысам и мышам просто не за что уцепиться зубами, чтобы прогрызть дыру внутрь короба.
источник
|
|
| |
Макошь | Дата: Вторник, 05.11.2013, 15:27 | Сообщение # 66 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| В украинской хате куда ни глянь — везде обереги Чтобы убедиться в этом, мы отправляемся в Народный музей ремесел и быта Слобожанщины, разместившийся в Косовщинской школе.
Его директор Александр Киселев считает, что зря украинцы покупают фигурки кроликов, драконов, Будды в надежде на их магические силы. [more]
Напрасно, в соответствии с предписаниями феншуя, переносят с места на место мебель, устанавливают водопады и занимаются прочей иностранной магией.
— Феншуй предназначен для охраны китайцев, он и оберегает китайцев, а не украинцев.
Нашему народу лучше обратиться к своим славянским оберегам. А их множество. Но чтобы они действовали, в них надо верить. Для начала о них хотя бы надо знать. А мы почему-то ограничили себя рамками христианства, как будто до этого ничего не было, — говорит А.Киселев.
Главное — спокойствие
В украинской хате было все максимально практично. Места было не так уж много, поэтому ничего лишнего в дом не тянули.
По словам А. Киселева, думать об оберегах наши предки начинали уже с выбора места будущего жилища. Оно должно было быть ровным, чистым (чтобы там не было мусора, чтобы в том месте никто никого не убил), а главное — спокойным. Смотрели, чтобы на том месте не проходила дорога.
Был и специальный способ проверки. По углам будущего строения забивали четыре колышка, насыпали зерно (рожь) и оставляли на ночь. Если наутро рожь никто не съел, не разбросал — место спокойное, можно строиться. А если нет — переноси колышки и наблюдай снова.
Чтобы максимально использовать солнечный свет, хату старались ставить по сторонам света — глухой стеной на север, крыльцом на юг.
Весело подняли бревнышко
Второе обрядовое действо — выбор мастеров. С пьяницами и дебоширами старались не связываться, чтобы их энергетика не передалась дому. Строительство должно было проходить весело, со «смачним гумором» — так, чтобы детей по-близости не было, а у взрослых животы от смеха надрывались. Это делалось для сохранения в доме интимной энергетики.
— Вообще, украинский быт и фольклор пронизаны эротизмом.
«Жіноче ремесло навколо обросло, посередині дірка» — такую загадку записал в одной из фольклорных экспедиций Павел Чубинский (автор слов украинского гимна). Как вы думаете, что бы это могло быть? — улыбается Александр Киселев. — Оказывается — катушка с нитками. Вот такой украинский юмор — с намеками, а звучит пристойно.
Не зли мастера
После достижения договоренности о строительстве хозяин с мастерами распивали магарыч, и первый тост был таким: «Давайте выпьем за то, чтобы вы, мастера, были рады моим деньгам, а я вашей работе». Это и был договор.
Если хозяин жадничал, мастера в старые времена могли такое «устругнуть», что потом в хате невозможно будет жить. Особого уважения требовал печник. Иначе проблем не оберешься. Стоит мастеру сходить по-большому в раствор и смазать им «черінь» (низ печи), приготовленную еду невозможно будет есть.
Другой способ отомстить хозяину — заложить в дымоходе свежее яйцо, проколов в нем дырочку. Яйцо со временем испортится, и с каждой топкой печи по дому будет распространяться зловоние.
Чтобы дымоход завывал, вмуровывали пустую бутылку. А еще в дымоходе вешали перо, которое вращалось и поворачивало дым обратно в дом.
От забора и порога до печки
Когда хата была готова, вокруг нее делали тын с воротами, калиткой (хвірткой) и перелазом. Перелаз необходим был хорошим соседям, чтобы ходить друг к другу не через улицу, а покороче. Тын в месте перелаза был ниже, но не прерывался.
Поскольку тын — это очень важный оберег, хозяева следили, чтобы он был непрерывным. Например, при выносе покойника первое, что делали — скорее закрывали ворота, чтобы, не дай бог, мертвец не вернулся и не прихватил еще кого-нибудь.
Первый оберег в доме — это порог. Считалось, что под ним собраны души умерших предков. Отсюда обычай вносить невесту в дом на руках. Это делалось, чтобы предки преждевременно не осудили ее слишком строго и не навредили ей, а в дальнейшем молодая хозяйка, возможно, понравится.
А невеста сразу старалась прислониться к печи — символу семейного рода мужа. Печь — это оберег родового огня.
Огонь в печи никогда не гасили. Если огонь погас — плохая примета.
Круглый коврик у порога (связанный деревянным крючком по спирали) — это змей-охранник, он свернулся и полуспит. Его миссия — охранять жилище от «лихих людей з лихими намірами».
Представьте вполне распространенную ситуацию: бежит к вам соседка с мыслями рассказать какую-то неприятную для вас новость, становится на коврик у порога, начинает говорить о всяких пустяках и никак не может припомнить: «И чего это я к тебе приходила?» Значит, ваш коврик работает!
А когда в хате намечалось много гостей, пол устилали множеством длинных дорожек — это уже бодрствующие змеи-охранники, поскольку тот, что лежит у порога, мог не справиться.
Хлеб-соль, тарелки и ложки
— Символическое изображение змея встречается на многих предметах быта — как старинных, так и созданных современными народными мастерами, — рассказывает А.Киселев, в подтверждение показывая деревянную сольницу. — В данном случае змеи защищают соль — оберег тихой жизни. Как известно, можно одалживать все, что угодно, только не соль.
Обычай подносить хлеб-соль свидетельствует не только о гостеприимстве наших предков. Они как бы говорили гостю: «Мы готовы поделиться добром (караваем), но не знаем, что у тебя на уме, и принимаем меры предосторожности». Как только гость макает хлеб в соль, начинает действовать оберег.
В доме ругаться было не принято, но недобрые мысли, если такие появлялись, не спрячешь. Оказывается, плохие мысли собирали тарелки, стоявшие на «миснике» — деревянной полочке или в навесном шкафчике для посуды. Почему тарелки не лежали (ведь так надежнее), а стояли? Ответ на этот вопрос стал очевиден с появлением спутникового телевидения.
Тарелки и у наших предков служили для улавливания информации. Периодически хозяйка должна была мыть их с солью и воду выливать в такое место, где никто не ходил.
Ложка тоже была оберегом. Когда человек умирал, его ложку ломали. Для живых ложку клали «їдалом» вверх, для мертвых — наоборот. Для каждого возраста была ложка определенного размера.
Существовала примета: если маленькая девочка ест большой ложкой, у нее будет большая грудь.
А еще, чтобы будущая свекровь не изводила, девушке запрещалось выскребать казан ложкой.
Олег Демьяненко
источник
|
|
| |
Макошь | Дата: Четверг, 21.11.2013, 12:52 | Сообщение # 67 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| ЛАПТИ Во все времена наши предки охотно обувались в лапти – "лапти", "лыченицы", "лычаки", "лычные сапоги", – причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков.
Практиковалось и "подковыривание" (подшивание) лаптей кожей.
Способы плетения лаптей – например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка – были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям.
Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене – тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи, по-видимому, носили лапти в прямую клетку.
Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально "между делом". Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, "лыка не вяжет", то есть не способен к элементарным действиям! Зато, "связывая лыко", мужчина обеспечивал обувью всю семью – специальных мастерских не было очень долгое время.
При археологических раскопках во множестве найдены остатки стоптанных лаптей, заготовки и инструменты для плетения – кочедыки.
Делали кочедыки из костей (из рёбер животных) или из металла. Учёными найдены кочедыки, изготовленные ещё… в каменном веке. Вот как давно появились первые лапти! О глубокой древности лаптей свидетельствует, между прочим, такой эпизод. Старообрядцы-"кержаки", жившие на Урале в ХIХ веке, лаптей не носили. Зато мёртвых хоронили исключительно в лаптях!
Лапти были распространены не только у восточных и западных славян, но и у некоторых неславянских народов лесной полосы – финно-угров и балтов, у части германцев.
Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок – кожаных "поворозов" или верёвочных "оборов". Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи.
Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели – за четыре, летом, в страдную пору, – и вовсе за три.
Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. "В дорогу идти – пятеры лапти сплести" – гласила пословица. А у наших соседей шведов существовал даже термин "лапотная миля" – расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей.
Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры (как это, увы, делалось в позднейшие времена), березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Трудно, однако, предположить, чтобы язычники, с почитанием относившиеся к деревьям, поступали столь душегубски. Всего вероятнее, они владели различными способами брать часть коры, не губя дерева. Этнографы пишут – такие приёмы были известны, например, американским индейцам, умудрявшимся раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы…
Или весь секрет в том, что, по авторитетному мнению учёных, большая часть народа – как в городах, так и на селе – от снега до снега ходила в основном босиком?..
"Как лапоть сплесть", – говорили наши предки о чём-либо совсем уж простом и незамысловатом. Однако в этой маленькой статье рассказана лишь незначительная доля того, что можно прочитать о "простом" лапте в серьёзной научной литературе. Ибо "простым" что-либо бывает только на первый взгляд.
источник
|
|
| |
Макошь | Дата: Среда, 15.01.2014, 15:35 | Сообщение # 68 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| Готовили в русской печи, где пища варилась, тушилась, парилась, запекалась без контакта с открытым огнём. Фото предоставлено автором статьи Секрет выносливости – в простоте XX-XXI века – время технологий, новых открытий, неведомых ранее фаст-фудов, пепси-колы, джин-тоников, гамбургеров, пиццы и прочего.
А чем же питались наши прадеды в ту пору, когда лучшим способом передвижения была езда на лошади?
Что можно было приготовить в русской печи, кроме щей, каши и хлеба, если топили её один раз в сутки?
Тем более что перечень продуктов был невелик: рожь, ячмень, горох, дары леса.
Я уроженка Вологодского края, из российской глубинки, поэтому о традициях русской кухни этих мест знаю не понаслышке. Раньше к еде относились очень бережно, так как она была добыта собственным трудом, ели то, что смогли сами вырастить, переработать, сохранить. Даже ребёнок знал цену хлебу, понимая, каким трудом этот хлеб получен.
Сегодня многое из того, что готовили в то время, забыто, и современный человек вряд ли предпочтёт ржаную лепёшку пшеничному караваю. Пища была очень простой, но сытной и полезной, и энергии от неё хватало для восстановления сил и сохранения здоровья, несмотря на тяжёлый физический труд.
Готовили в русской печи, где пища варилась, тушилась, парилась, запекалась без контакта с открытым огнём. Именно благодаря печи пища оставалась горячей в течение всего дня. Отсутствие бурления при варке и повторного разогрева сохраняло максимум питательных веществ.
Ввиду отсутствия холодильников готовили столько, чтобы съесть за один день. Поэтому еда была всё время свежей.
В старину люди не знали о белках, но, благодаря разнообразию пищи из гороха, получали их в достаточном количестве.
Это и гороховый кисель, гороховые сочни, «горошница». Очень интересно готовили гороховые лепёшки с метким названием « хлопунцы»: гороховую муку расхлапывали со снегом для придания воздушности, на сковороде ставили в протопленную печь – получалась очень вкусная лепёшка.
И детям, и взрослым очень нравилась «каша-повалиха». Она очень проста в приготовлении, так как заваривалась из пшеничной или ячменной муки крутым кипятком из самовара. Ели эту сытную мучную кашу с топлёным маслом.
Широко использовалась ржаная мука. Настоящий ржаной хлеб – почти чёрного цвета, в наше время его не пекут. А он намного сытнее пшеничного. Хлеб по питательной ценности и вкусу был другим, нежели сейчас.
Для замеса теста для хлеба применяли дрожжи, приготовленные по старинному русскому рецепту: с использованием сусла из солода (после сложной обработки ржи), шишек хмеля и ржаной муки. Такой хлеб долго не черствел, был сытным. Про него и говорили: «Одним хлебом можно наесться».
Из ржаной муки кроме хлеба пекли сладкие лепёшки. При замесе с водой и настаивании в тёплом месте ржаная мука имеет свойство «солодеть» – приобретает сладкий вкус. Лепёшки на вид были чёрными как уголь, а на вкус – сладкими. Они воспринимались как лакомство, так как в ту пору сахара в деревнях не было. Очень любили «кислуху» – запеченную в крынке кашу из ржаной муки с добавлением брусники – полезно и вкусно.
У нас на Вологодчине и сейчас в печи пекут пироги – «бездушники» – из ржаного теста с начинкой из брюквы. Интересен процесс приготовления начинки: в середину мелко-порубленной брюквы клали раскалённый в печи камень, периодически перемешивали.
Сколь мудры были наши предки в приготовлении пищи, имея лишь русскую печь! От таких пирожков в весе не прибавишь, и для здоровья они полезнее, в отличие от современной сдобы.
Очень широко использовался овёс. Сами делали толокно и овсяную муку по рецептам прадедов. Мешок овса замачивался на сутки, затем овёс сушили в протопленной печи, часто перемешивая. Мололи на мельнице на овсяную крупу и толокно. Ели овсяную крупу с молоком. И это было очень вкусно, так как после такой обработки овёс приобретал особый вкус.
Щи (их называли «шти»), сваренные в русской печи на мясокостном бульоне с добавлением этой крупы – сытное и ароматное кушанье, приводившее в восторг отведавших его.
На Вологодчине толокно ели не только с брусникой, простоквашей, но и готовили «суроеху» – красную смородину толкли и перемешивали с толокном.
Люди жили в гармонии с природой и интуитивно находили способы, как справиться с весенним гиповитаминозом. Весной, после таяния снега, на полях после ржи собирали «пестики» – молодые побеги полевого хвоща – и жарили их на топлёном масле.
Варили крапивные супы. В конце мая снимали кору с молодой сосны и со ствола срезали балалаечной струной широкими лентами хрустящий ароматный сосновый сок.
Очень питательно и варёное в русской печи молозиво коровы, появляющееся у нее в первые два дня после отёла, – кладезь витаминов. Сколь вкусна эта напоминающая омлет пища с воздушными пузырьками, как у голландского сыра! В деревнях варят его и сейчас.
Питание старались разнообразить: это и заварная капуста, и овсяный кислый кисель, гороховый кисель, «паренка» из брюквы, репы и моркови, различные блюда из грибов и выпечные изделия – всего и не перечислишь.
Очень интересно заваривали капусту: в небольшую бочку клали разрезанные на несколько частей кочаны, заливали рассолом, в центр бочки клали раскалённые докрасна камни и покрывали сверху холстом.
Употребляя простую пищу, люди были крепкими, не знали, что такое аллергия, редко болели заболеваниями пищеварительного тракта, практически не встречалось ожирение. Многие доживали до глубокой старости, пережив голод, войну, сохранив физическую активность до преклонных лет.
Пища была простой, здоровой и натуральной. Не в этом ли секрет здоровья и выносливости?
Лина АКСЕНОВСКАЯ
источник
|
|
| |
Макошь | Дата: Понедельник, 03.02.2014, 20:20 | Сообщение # 69 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| Дар - за дар или благо за благо Для миросозерцания и мироощущения древних славян характерно то, что человек не противопоставлял себя природе, а растворялся в них, становясь таким же целым, как и они.
Это достигалось общинным существованием, совместным трудом и обрядами, которые не нарушали гармонию природы и космоса.
Ощущение принадлежности к целому гарантировало защиту и поддержку внутри рода или общины.
Среди славян была принята идея «дар – за дар», то есть благо за благо, которая позволяла каждому члену общины надеяться на помощь окружающих в случае каких-либо жизненных неурядиц. Отдельные члены общины не мыслили себя вне целого и, помогая другим, «страховали» себя на случай возможных в будущем трудных ситуаций.
Среди конкретных направлений социальной помощи у древних славян можно выделить помощь старикам, помощь сиротам и помощь вдовам. Поддерживали стариков по-разному. Если по какой-либо причине на помощь не приходила семья, заботу о стариках брала на себя община.
Одним из вариантов поддержки стариков был специальный отвод земель по решению общества, «косячка», который давал возможность заготовки сена. В том же случае, когда старики окончательно «впадали в дряхлость», они призревались общиной. Старика определяли на постой к кому-нибудь на несколько суток, где тот получал ночлег и пропитание, затем он «менял» своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью.
До принятия христианства на Руси существовали и другие «закрытые» формы помощи, но все они связаны с «институтом старцев».
К примеру, вариантом ухода на «тот свет» был добровольный уход из общины. Пожилые люди, которые не могли участвовать в трудовой деятельности, селились недалеко от общины, на погостах, строили себе кельи и жили за счет подаяния. Подобная форма милости существовала вплоть до XVI века.
В общественных отношениях древних славян формировались способы социальной поддержки сирот в пределах своего родового, общинного пространства. Указанная идея «дар – за дар» хорошо просматривается в мотивах усыновления внутри родовой общины и появления института «приймачества» у южных славян. «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди пожилые, когда им становилось уже трудно справляться с хозяйством, или когда они не имели наследников. Принятый в семью должен был вести хозяйство, почитать своих новых родителей, а также обязан их похоронить. Здесь налицо принцип – «я – тебе, а ты – мне», или «дар – отдар».
Другая форма поддержки сироты – общинная, мирская помощь. Она по своему характеру совпадала с помощью «немощным старикам», когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли так же назначать «общественных» родителей, которые брали его на свой прокорм.
Начинают складываться новые подходы к поддержке вдов. Они, как и старики и сироты, считались социально ущербными субъектами в родовой общине. На ранних этапах российской истории вдов просто не существовало, поскольку в соответствии с языческой идеологией жена должна была следовать за своим супругом, т.е. после смерти мужа вместе с культовыми предметами, утварью хоронили или сжигали на костре. Как «чистые», находясь близко к миру смерти, вдовы обмывали и обряжали умерших. Это древний вид языческой магии, в качестве же отдара они получали вещи покойного.
Сельская община предоставляла им землю, на них распространялись такие же «льготы» мирского призрения, как и на стариков. Не менее древний обычай – хождение за «навалным». Он состоял в том, что нуждающейся женщине оказывали помощь продуктами, обычно осенью, после уборки урожая.
Среди различных видов «помочей» выделяются обязательные внесезонные и сезонные. К первым относятся такие виды поддержки, которые обусловлены экстремальными ситуациями, например, пожарами, наводнениями или массовым падежом скота (в последнем случае часть приплода отдавали пострадавшим безвозмездно).
Особой формой поддержки считались «наряды миром», когда в семье «работные люди больны» и необходима помощь в деле управления хозяйством (растапливание печи, кормление домашнего скота, уход за детьми).
источник
|
|
| |
Макошь | Дата: Четверг, 20.02.2014, 23:29 | Сообщение # 70 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| АНТИАЛКОГОЛЬНЫЕ БУНТЫ: РУССКИЙ ПРОТЕСТ ПРОТИВ СПАИВАНИЯ НАЦИИ РУССКИЙ НАРОД ПЬЯНСТВА НЕ ПРИНИМАЛ.
Доказательством этого явились мощнейшие, но к сожалению стихийные антиалкогольные бунты, которых не знала ни одна страна мира.
Так, в 1858-1859 г.г. антиалкогольный бунт охватил 32 губернии(в которые вошла и Саратовская), более 2000 селений и деревень поднялись против насильственного спаивания нации.
Люди крушили питейные заведения, пивоваренные и винные заводы, отказывались от дармовой водки.
Люди требовали «Закрыть кабаки и не соблазнять их». Царское правительство жесточайшим образом расправилось с восставшими.
В тюрьмы по «питейным делам» попало 11 тысяч крестьян, около 800 были зверски биты шпицрутенами и сосланы в Сибирь…
«За трезвость — на … каторгу»
«Об этой войне умалчивают учебники, хотя то была самая настоящая война, с орудийными залпами, погибшими и пленными, с победителями и побежденными, с судилищем над поверженными и празднованием одержавшими победу и получившими контрибуцию (возмещение убытков, связанных с войной).
Баталии той неизвестной школьникам войны разворачивались на территории 12 губерний Российской Империи (от Ковенской на западе до Саратовской на востоке) в 1858 — 1860 годах.
Эту войну историки чаще называют «трезвенническими бунтами», потому, что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом. Почему они это делали? Потому, что не хотели, чтобы за счет их здоровья наживались откупщики — те 146 человек, в чьи карманы стекались деньги от продажи спиртного со всей России.
Водку откупщики буквально навязывали, если кто не хотел пить, ему все равно приходилось платить за нее: такие тогда установились правила… («Очень похожая ситуация на сегодняшние дни… Правда???» Прим. Д.С.Дробышев).
В те годы в нашей стране существовала практика: каждый мужчина приписывался к определенному кабаку, а если он не выпивал своей «нормы» и сумма от продажи спиртного оказывалась недостаточной, то недобранные деньги кабатчики взимали со дворов местности, подвластной кабаку. Тех же, кто не желал или не мог платить, секли кнутом, в назидание другим.
Виноторговцы, войдя во вкус, взвинчивали цены: к 1858 году ведро сивухи вместо трех рублей стали продавать по десять. В конце концов крестьянам надоело кормить дармоедов, и они, не сговариваясь, стали бойкотировать торговцев вином.
Крестьяне отвернулись от кабака не столько из-за жадности, сколько из-за принципа: трудолюбивые, работящие хозяева видели, как их односельчане один за другим пополняют ряды горьких пьяниц, которым уже ничего, кроме выпивки, не мило. Страдали жены, дети, и чтобы прекратить расползание пьянства среди сельчан, на сходах общины всем миром решали: в нашем селе никто не пьет.
Что оставалось делать виноторговцам? Они сбавили цену. Рабочий люд не откликнулся на «доброту». Шинкари, чтобы сбить трезвеннические настроения, объявили о бесплатной раздаче водки.
И на это люди не клюнули, ответив твердым: «Не пьем!» К примеру в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного.
Ко всем кабакам в Балашове приставили караул от народа для наблюдения, чтобы никто не покупал вино, нарушивших зарок по приговору народного суда штрафовали или же подвергали телесному наказанию. К хлеборобам присоединились и горожане: рабочие, чиновники, дворяне.
Поддержали трезвость и священники, благословлявшие прихожан на отказ от пьянства. Это уже не на шутку испугало виноделов и торговцев зельем, и они пожаловались правительству.
В марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения по своим ведомствам. Суть тех указов сводилась к запрету…трезвости!!!
Местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости, а уже существующие приговоры о воздержании от вина уничтожить и впредь не допускать.
Вот тогда-то, в ответ на запрет трезвости, по России и прокатилась волна погромов. Начавшись в мае 1859 года на западе страны, в июне бунт дошел и до берегов Волги.
Крестьяне громили питейные заведения в Балашовском, Аткарском, Хвалынском, Саратовском и во многих других уездах. Особенный размах погромы приобрели в Вольске. 24 июля 1859 года трехтысячная толпа разбила там винные выставки на ярмарке.
Квартальные надзиратели, полицейские, мобилизовав инвалидные команды и солдат 17-й артиллерийской бригады, тщетно пытались утихомирить бунтующих. Восставшие разоружили полицию и солдат, выпустили из тюрьмы заключенных. Только через несколько дней прибывшие из Саратова войска навели порядок, арестовав 27 человек (а всего по Вольскому и Хвалынскому уездам в тюрьму бросили 132 человека).
Всех их следственная комиссия осудила по одному только показанию кабацких сидельцев, оговоривших подсудимых в расхищении вина (громя кабаки, бунтовщики не пили вино, а выливали его на землю), не подкрепляя свои обвинения доказательствами.
Историки отмечают, что не зафиксировано ни одного случая воровства, деньги расхищали сами служащие питейных заведений, списывая пропажу на восставших.
С 24 по 26 июля по Вольскому уезду было разбито 37 питейных домов, и за каждый из них с крестьян взяли большие штрафы на восстановление кабаков. В документах следственной комиссии сохранились фамилии осужденных борцов за трезвость: Л.Маслов и С.Хламов (крестьяне села Сосновка), М.Костюнин (с.Терса), П.Вертегов, А.Володин, М.Володин, В. Сухов (с.Донгуз).
Принимавших участие в трезвенническом движении солдат по суду велено было «лишив всех прав состояния, а нижних чинов — медалей и нашивок за беспорочную службу, у кого таковые есть, наказать шпицрутенами через 100 человек, по 5 раз, и сослать в каторжную работу на заводах на 4 года».
Всего же по России в тюрьму и на каторгу отправили 11 тысяч человек. Многие погибли от пуль: бунт усмиряли войска, получившие приказ стрелять в восставших. По всей стране шла расправа над теми, кто отважился протестовать против спаивания народа.
Судьи свирепствовали: им велели не просто наказать бунтовщиков, а покарать примерно, чтобы другим неповадно было стремиться «к трезвости без официального на то разрешения». Властьимущие понимали, что усмирить можно силой, а вот долго сидеть на штыках — неуютно.
Требовалось закрепить успех.
Как? Правительство, подобно героям популярной кинокомедии, решило: «Кто нам мешает, тот нам и поможет». Откупную систему продажи вина отменили, вместо нее ввели акциз.
Теперь всякий желающий производить и продавать вино, мог заплатив налог в казну, наживаться на спаивании своих сограждан.
Во многих селах нашлись предатели, которые, чувствуя за спиной поддержку штыков, продолжили войну против трезвости иными «мирными» методами...
http://demiurg1987.livejournal.com/211152.html
|
|
| |
Макошь | Дата: Суббота, 15.11.2014, 23:27 | Сообщение # 71 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| ВОЛШЕБНЫЙ КОЛОДЕЦ. Колодец на Руси - источник мистики
Издревле на Руси к колодцам относились с благоговением.
Колодезной воде приписывались различные целебные свойства. Стоит сказать, что небезосновательно.
Странники, чей путь проходил через колодец, набирали воду во фляжки и оставляли около него какую-нибудь вещь, веря, что мистическая сила позволит им благополучно дойти до следующего.
Пожалуй, большим мистическим вниманием и почтением на Руси, чем колодцы, пользовались только колокола.
Влюбленные девушки согласно поверью с трепетом считали, сколько секунд будет колебаться вода в ведре с колодезной водой, если в него опустить колечко, подаренное суженым.
С колодезной водой вели долгие беседы старцы, отождествляя ее с вековой мудростью. Вообще, к колодцу относились как к месту, где можно на некоторое время отрешиться от мирских забот, немного побыть наедине с самим собой.
Любопытно, что в древности в некоторых деревнях строили два колодца. Один в центре деревни использовали часто, для питья и бытовых нужд.
Другой строили на отшибе или в лесу. Люди полагали, что существ, населяющих лес, можно умилостивить, дав им возможность пользоваться чистой, питьевой водой. Ко второму колодцу ходили редко, только в тех случаях, когда кто-нибудь заболевал, и была необходима помощь "хозяев леса".
Другой любопытный обычай заключался в том, чтобы опустить оружие в воду родного колодца перед войной. Войны верили, что меч, опущенный в воду, становился разящее. А иногда в колодец специально бросали оружие. Этот жест символизировал отказ от дальнейшего пути война.
Воины погружали свое оружие в воду родного колодца перед сражениями и военными походами. Для отказа от пути воина, русские богатыри оставляли свое оружие в колодцах. Во время грабежей, нападений на деревни, люди бросали ценные вещи в колодцы.
Впоследствии за этими реликвиями началась самая настоящая охота. Ведь, кроме мечей, в старых колодцах практически всегда находят старинные вещи.
Например, во время нападения на деревни, люди бросали самое ценное в колодец, надеясь, что после им удастся достать его назад. Доставать получалось очень редко. Зато сейчас очень многие люди создают общества и путешествуют по России в поисках различных антикварных вещей, ожидающих на дне колодцев.
Вещи, находящиеся там, оказываются в хорошем состоянии, чтобы это ни было (оружие, деревянные вещи, иконы). Каким-то чудодейственным образом благодаря низкой температуре предметы на дне колодца не разрушаются, а лишь немного стареют.
Колодец
Символизирует женское начало, утробу Великой Матери, душу. Имея связь с подземным миром, колодец нередко содержит волшебные воды, обладающие способностью исцелять и исполнять желания.
Закрытый колодец - символ девственности. Колодец, питаемый источником, олицетворяет союз мужского и женского.
В кельтском эпосе священные колодцы дают доступ в иной мир, имеют магические свойства и содержат целебные воды. В еврейской символике колодец с чистой водой символизирует Тору. В христианстве он символизирует спасение и очищение. Колодец, источник или родник у подножия Древа Жизни в раю дает начало Водам Жизни и четырем рекам рая.
Воду в колодце можно запрограммировать с помощью молитв над колодцем – и тогда ее питьевые качества повысятся во много раз. Кроме этого, эта вода приобретет целительные свойства, станет поддерживать и укреплять иммунитет.
источник
|
|
| |
Макошь | Дата: Пятница, 16.01.2015, 16:12 | Сообщение # 72 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| ПЛЯСАТЬ ОТ ПЕЧКИ Лучистое тепло
В квартирах богатых многоэтажных городских домов вплоть до революции обязательно делались дымоходы и устанавливались печи, несмотря на то что дом одновременно подключался к существующей (уже тогда!) системе городского отопления, или к собственной котельной.
Это делалось мудрыми людьми не только из соображений жизнестойкости (в смутные времена печи спасли жизни многим), но и из соображений более комфортного отопления квартир, «старые русские» знали толк в хорошей жизни и уже тогда отличали новое радиаторное (плохое) отопление от старого (хорошего) отопления – печного.
Печь не только запасает тепло, интегрируя его подачу во времени, но и является трансформатором температуры, преобразуя высокотемпературное тепло сгорающих в топке дров в низкотемпературное тепло, полезное и приятное для человека.
Все мы – дети асфальта и чугунного радиатора уже в третьем поколении вовсе утратили связь с природой и не подозреваем о другом - настоящем тепле - лучевом! Тепле русской печи, тепле, исходящем от большой массы нагретого камня.
Почему же тогда все используют системы отопления конвективные, в то время как польза и комфорт лучевой системы очевидна. В чём тут причина? Неужели только потому, что дети асфальта и чугунного радиатора не знают лучевого тепла?!
Лучевое отопление – недешевое удовольствие. Печь - классический образец лучевого отопительного прибора, являет собой весьма громоздкое - тяжелое и материалоёмкое сооружение, отнимающее у людей дефицитную жилплощадь – «квадратные метры» которые нынче особенно дороги. Печь нужно топить дровами - в помещениях требуются дымоходы и вентканалы. Как вы себе представляете печи в современном многоэтажном городском доме? Да и дым из трубы… и без него в городе дышать нечем.
Раньше печи и камины занимали главенствующее положение в доме (размещались в центре), являлись энергетической установкой, благодаря которой и была возможна жизнь. Печи - гордость хозяев были значимым предметом интерьера, отличались дорогим убранством: отделывались керамикой, редкими породами камней, художественным чугунным литьем.
Вот и весь секрет! Установив относительно небольшие ребристые радиаторы (конвекторы) можно обеспечить теплом любое, даже самое неутепленное - экологически неблагополучное, малопригодное для жилья человека помещение, наполнив его пересушенным пыльным воздухом, создав лишь иллюзию тепла.
Не только полезно, но и вкусно
О вкусовых качествах блюд, приготовленных в русской печке ходят легенды. А секрет - прост, главным фактором, влияющим на вкус пищи, является температурный режим и время приготовления.
В русской печи, из-за её массивности и тепловой инертности, блюда приготовляются на медленном огне, "томятся". Такой вариант является самым оптимальным в смысле сохранения максимального количества полезных веществ, а также придаёт привычным блюдам удивительный, изысканный и очень "домашний" вкус.
Форма и материал славянского горшка полностью соответствует особенностям Русской Печи. Керамика имеет малую теплопроводность по сравнению с металлом, а это способствует медленному, почти без кипения, приготовлению блюд. Малая площадь дна обеспечивает поддержание нужного теплового режима, а узкая горловина уменьшает испарение и контакт с воздухом, способствует сохранению летучих веществ. Толстое днище горшка приводит к тому, что нагрев происходит главным образом по стенкам. Для этого горшки делают «пузатыми», с развитой боковой поверхностью.
При длительном, плавном и равномерном нагреве через керамическую стенку кипения почти не происходит. А если бульон и кипит, то кипит он преимущественно по стенкам. В результате пар поднимается вдоль стенок горшочка, а основная масса продукта нагревается без кипения. Пар не проходит сквозь толщу продукта, и в продуктах сохраняются эфирные вещества. Сохраняется действительно полный букет природных ароматов свежих овощей. И это безо всякой жарки, безо всякого масла!
Однако, платой за такую вкуснятину становится долгое время готовки. Ведь без кипения слои жидкости в бульоне не перемешиваются, и толща продуктов нагревается гораздо медленнее, чем при кипящем бульоне. А уменьшение температуры продукта приводит к значительному увеличению времени варки. Из теории пастеризации известно, что снижение температуры молока всего на 15 градусов требует увеличить время нагрева в 10 раз!
Готовить в русской печи не сложно. Просто нужно некоторое время попрактиковаться, внимательно приглядываясь и изучая свойства вашей печки.
Основные же правила русской кулинарии такие:
1 - готовить начинают после того, как печь хорошенько протоплена, огня уже нет, есть лишь угли и горячие кирпичные стенки печи,
2 - жидкие и полужидкие блюда обычно готовят в чугунках или керамических горшках - специальных ёмкостях, без ручек.
3 - настоящие блины в русской печке выпекаются лишь с одной стороны, без переворачивания,
4 - обычно в печь ставят сразу все приготовляемые блюда (благо, размер позволяет готовить очень большими объёмами): и суп, и кашу, и жаркое, и пироги - одним словом всё, кроме хлеба,
5 - хлеб в печь сажают отдельно ото всех других блюд, обычно когда те уже приготовлены; противень с хлебами закладывают в печь при помощи специальной деревянной лопаты, после чего сразу закрывают заслонку и уже не открывают, пока хлеб не испечётся.
Кроме приготовления привычных и известных всем блюд, в русской печи можно в очень щадящем режиме коптить и сушить рыбу, а также - ягоды и травы. А ещё на русской печке очень удобно варить щёлок для стирки белья. При правильно спроектированной печи - можно в ней же хранить всю кухонную посуду. И, конечно же, на тёплой печи так чудесно спать всей семьёй!
Горшок – хранитель традиций
С давних пор глиняный горшок являлся не только украшением жилища или сада, использовался для выращивания растений, но и являлся основным и наиболее древним сосудом для приготовления пищи.
У славян (в том числе в России) готовили пищу и среди бояр и среди бедноты традиционно в керамических горшках. Глиняный горшок, обогреваемый сбоку, характерен для всех славянских народов в отличие от их соседей, употреблявших для пищи глиняный горшок, подогреваемый снизу. Это связано, видимо, и с конструкцией русской печи, поскольку древняя Русь не знала ни открытых очагов или каминов с подвесными котлами, ни глиняных горшков, вмазанных в печь.
К столу блюда так же подавали часто в больших керамических горшках, а затем разливали или раскладывали в тарелки.
Блюда в горшочках
Если вы любите поесть, если вы испытываете естественную ностальгию по кулинарным реликвиям оставленной родины, если вам дороги ее традиции – купите горшок. Вместительный, глиняный, обливной горшок с плотной крышкой это вещь! Вся русская кухня вышла из него, как все русские писатели из гоголевской «Шинели».
Технический прогресс привел к изобретению алюминиевых кастрюль. Но вы можете исправить дело, приобретя этот нехитрый предмет, дар далеких предков. Дело в том, что толстые стенки глиняного горшка нагреваются медленно и равномерно. Пища в нем не варится, а томится, сохраняя все необходимые для избежания заболеваний витамины, протеины или что там еще. (Нормальному человеку до этого не должно быть дела. Он питается не витаминами или БАД Тяньши, а мясом, рыбой, овощами.)
Но главное, конечно, вкус. Обед, приготовленный в горшке, приобретает ту мягкость, изысканность и благородство духа, которые были свойственны лучшим достижениям старинной русской кухни. Возраждая традиции уже некоторые фирмы осуществляют в Москве доставку обедов в офис в горшочках.
Возьмем, скажем, кусок говяжьей вырезки фунта на три. Нарежем мелко две большие луковицы, высыпем на дно горшка. Положим наверх мясо одним куском, добавим перец горошком и лавровый лист и поставим горшок в умеренно нагретую духовку. Ни в коем случае не наливать воду и не солить мясо. Горшок сам сделает свое дело, и через 2½–3 часа у вас получится нежнейшее жаркое, плавающее в луковом соке, смешанном с мясным. Тем временем, можно приготовить соус.
Поджарьте на сухой сковородке муку, пока она не начнет пахнуть орехами (а она начнет, не беспокойтесь), положите в муку два стакана сметаны. Когда она распустится, добавьте в соус три столовые ложки дижонской (если нет русской) горчицы. Теперь надо сдобрить соус имбирем, майораном, заправить чесноком и вылить готовый соус на мясо. Тогда же слегка посолить блюдо. Еще полчаса в слабо нагретой духовке – и у вас уже получилось жаркое по-купечески, гордость ресторана «Славянский базар».
Мясо можно есть губами, оно нежно, пряно и духовито. А если на гарнир подать гречневую кашу, то можно звать босса на обед «а ля рюс».
Точно так же в горшке можно готовить курицу или кролика. А можно положить туда рыбное филе, залить смесью молока с яйцами, посыпать обильно (полстакана) укропом и через полчаса подать рыбу – нежную, как невеста.
Готовить в горшке очень просто, потому что после закладки продуктов уже ничего делать не нужно. Единственная проблема – этот горшок купить. И еще – никогда не ставьте горшок на открытый огонь. Он этого не любит и трескается.
источник
|
|
| |
veles9190 | Дата: Среда, 11.03.2015, 18:31 | Сообщение # 73 |
Уверенный
Группа: Модераторы
Сообщений: 169
Статус: Убежал
| Веретено - мистический предмет силы «Очень давно, когда не было ни людей, ни даже самой Земли, а Вселенная пребывала в изначальном хаосе, только Великая Небесная Пряха сучила бесконечную нить жизни Вселенной.
Она скручивала бесформенные пучки хаоса в тугие нити жизни, наматывала их на свое веретено и, когда клубок становился большим, снимала его с веретена и бросала в океан Вселенной».
В древности женщины исполняли ритуал, копирующий действия Великой Пряхи.
Это действие имело мистическую суть — зримое структурирование первичного хаоса в конкретную материальную форму.
Постоянное многолетнее вращение на месте включало веретено в мировую систему торсионных полей, заряжало энергией метафизических миров.
Веретено - и оберег, и волшебная палочка, и семейный предмет, который может переходить по женской линии. С его помощью можно чистить жилище, целить, ну и конечно же прясть.
Веретено является древнейшим средством производства, которое использовалось для ручного прядения пряжи. Привычное для многих наших предков веретено обладало простой структурой.
Как настоящий символ женского занятия, этот инструмент присутствовал практически во всех верованиях и ритуалах славян. У восточных славян девочкам, которые только что родились, пуповину перерезали на гребне, прялке.
Кроме того, очень часто для этого использовалось веретено (купить его сегодня можно только в антикварных лавках). У сербов был обычай, когда у женщины затянулись роды, то через ее рубашку пропускали топор или веретено и при этом повторяли несколько раз: «Если ты девочка, то возьми веретено, но, а если мальчик – хватай топор!».
Южные славяне использовали веретено для защиты от нечистой силы (к примеру, в колыбель ребенка). Благодаря такому изделию можно было опознать чертей, которые приходили на праздник к девушкам в образе парней.
Достаточно часто веретено выносили во время грозы совместно с другими предметами. Оно помогало отвести молнию. На территории Полесья благодаря такому ткацкому предмету можно было привлечь дождь. Веретено окунали в речку или озеро.
Много людей использовали веретено, как элемент лечебной магии: размахивали им, кололи больного, клали в воду вместе с ножом и потом поили заболевшего человека, читая при этом заговор.
В любовной магии часто использовалось острота и вращение Веретена. Девушки, которые проживали в горах, крутили веретено на праздники. Считалось, что это парни будут так же сильно крутиться вокруг девушек.
Однако запрет использовать веретено касался святок и иных дней, когда было запрещено шить, ткать и прясть. Кроме того, такое изделие часто являлось атрибутом многих персонажей из сказок.
На самом же деле, символика веретена заложена в его предназначении. Оно являлось неотъемлемым предметом быта сельских жителей. Крутящийся момент веретена является символов вращения нашей планеты вокруг своей оси.
Веретено связано с процессом прядения. Таким образом, символика его постоянно переплетается и меняется. Очень часто оно олицетворяет жизнь человека, переход жизни из 1-го мира в иной, а также непрерывное течение времени.
Рассмотрим хорошо известный в народе процесс прядения. Ведь по своей глубинной сути он повторяет то, что делает Великая Пряха. На прялке укрепляют пучок шерсти, в котором нет никакой структуры, всё перепутано и сплетено без видимой системы. Этот пучок шерсти и является моделью первичного хаоса, из которого ловкие женские руки сучат нить — структурированную ткань, которую можно использовать для созидания. Пусть это будет созидание незначительное, вроде шерстяных носков, но оно есть!
Веретено крутят, как юлу, и наматывают на него нить. Когда нить сматывается в клубок, его снимают с веретена и откладывают в сторону, чтобы потом из спрядённых нитей связать носки или варежки. Длительное вращение веретена создаёт в нём определённый энергетический заряд, а постоянное взаимодействие с нитями, только что родившимися из первичного хаоса шерсти, наполняет энергетический заряд высокой созидательной активностью.
Опосредованно процесс прядения повторяет созидание миров, которыми Великая Пряха наполняет нашу Вселенную.
Сила привычки отводит глаза, и большинство людей смотрят на созидание структурированной нити из первичного хаоса со скукой и вообще не придают значения тому, что рядом происходит чудо. Мы привыкли, а привычка ничего нового подсказать не может. Однако новое происходит независимо от того, внимательно или нет смотрите вы на процесс прядения.
Да и не в нём проявляется мощь веретена. Пращуры, передавшие нам сокровенные знания, видели в привычном мистический смысл. Только вот мало видеть, надо уметь пользоваться этой великой силой веретена в жизни.
Всё гениальное просто!
Но давайте всё по порядку. Что такое веретено? Это деревянная палочка сантиметров тридцать длиной. Она обязательно имеет более тупую головку, на которой веретено вращается, и острый конец, за который пряхи его вращают. Вот и всё устройство мистического жезла.
Этот предмет крестьянского быта в неизменном виде дожил до наших дней и до сих пор используется по назначению. Когда появилось веретено, кто его изобрёл и как приспособил для превращения хаоса шерсти в структурированную нить, доподлинно неизвестно. Есть только предположения, опирающиеся на такие зыбкие доводы, как «возможно», «скорее всего» и т.п.
Говорить о каких-то конкретных доказательствах изобретения веретена не приходится. Возможно, его и не изобретали, а просто в древности женщины исполняли ритуал, копирующий действия Великой Пряхи. А потом этот ритуал всё более утрачивал мистическую суть и становился утилитарным действием, нацеленным на создание необходимого — шерстяных ниток.
В разных местностях веретёна различаются только внешними контурами. К примеру, на севере России они больше похожи на точёные палочки с плавными, закруглёнными краями головки.
В средней полосе России у веретён более резкие формы головки, удлинённое тело и острый конец, за который пряхи крутят его. Но в любых формах функциональные возможности веретена не меняются.
Казалось бы, в чём мистика? Взял деревяшку, выстрогал, обработал, чтобы стала гладкой, и всё — веретено готово. Так сейчас и делают. На рынках разных городов можно встретить немало таких новоделов. Их вытачивают на токарных станках, украшают примитивной резьбой или какой-то краской наносят полоски, и на этом процесс завершается. Изделие готово. Но всё это внешняя сторона.
И тот, кто делает веретёна, и те, кто покупает их, вряд ли представляют, какую мистическую силу они держат в руках. Какая уж там мистика, когда нужно просто выжить!
Между тем, веретено могло бы изменить жизнь любого человека самым удивительным образом. Нищего сделать обеспеченным, несчастному дать шанс на обретение радости. Спектр возможностей применения современной волшебной палочки весьма широк.
Даже в наше время мы сталкиваемся с проявлениями мистической силы веретена.
К примеру, этот магический жезл использовали для наведения порчи на человека. Чтобы избавиться от тёмного заряда, попытались сжечь веретено. Бросили в костёр, но деревянная палочка, лёжа на раскалённых угольях, только обуглилась и потемнела, но гореть не хотела.
После проведения ритуала очищения с использованием соли и сырой земли веретено вспыхнуло и почти мгновенно сгорело. Аккумулированная в нём негативная энергия предохраняла дерево от огня. Если веретено много и активно работало как талисман, оно также сохраняется в огне почти нетронутым. Но стоит убрать энергетический заряд, как оно превращается в обычную деревяшку, весело вспыхивает и очень быстро сгорает… Таких примеров немало.
Старый друг…
Наиболее сильными и энергетически активными являются старинные веретёна. Этому немало объяснений. Во-первых, тогда их изготавливали из особых пород дерева, с соблюдением всех правил и ритуалов. А потом эти веретёна долгие годы вращались, наматывая на себя структурированную нить хаоса.
Как правило, после двух-трёх лет участия в прядении веретено уже включается в мировую систему энергетических связей. А что говорить о веретёнах, которыми пряхи пользовались по пятьдесят, семьдесят и даже сто лет? В таких палочках накоплена колоссальная энергия, высвободить которую не представляет труда.
Другое дело, для каких целей использовать накопленную силу? Можно, конечно, увлечься самим процессом управления силой и воздействовать ею на окружающий мир. Но что это даст? Переустройство мира нужно начинать с себя. Пока внутри у человека непокой и бурление страстей, внешние ухищрения мало помогут. Разовый эффект возможен, но надолго ли? Внутренний дисбаланс, отсутствие мира в душе нейтрализуют достигнутые с помощью веретена успехи.
Человек должен пользоваться волшебной палочкой с осознанием причастности к высокому служению. Веретено в данном случае выступает в роли внешнего союзника внутреннего преображения. Главная задача не в том, чтобы творить чудеса на потребу публике, а в том, чтобы с помощью силы веретена избавиться от блоков собственного эго, преодолеть негативные тенденции, жалость к себе, стать счастливым внутри, и тогда ваша работа с веретеном даст удивительные результаты.
Уныние и печаль, страх и другие порочные эмоции просто уйдут, исчезнут, оставив лишь воспоминания. Они будут важны для вас, поскольку при отклонении от внутренней гармонии вы сразу почувствуете их сигнал. Память о внутреннем негативе, словно сторожевой колокольчик, сразу же даст знать, что порок только ждёт вашей слабости, чтобы немедленно вернуться и с новой силой надавить на вашу психику.
…Лучше новых двух?
Старинные веретёна наполнены силой торсионного вращения и мощью созидания из хаоса некоей структуры. Замечено даже, что носки или варежки, связанные из шерстяных ниток, спрядённых и намотанных на старинные веретёна, служат значительно дольше, да и своему владельцу добавляют силы и здоровья.
Но как быть, когда найти старое веретено не получается, а на рынках можно приобрести только новодел? Ждать, когда пройдут десятилетия и новое веретено превратится в энергетически насыщенное и активное? В таком случае теряется смысл практики.
Это не совсем так.
Во-первых, форма ведь тоже отражается на внутреннем наполнении предмета. Если бы просто взяли палочку и начали наматывать на неё нить — это одно. Но придание деревяшке определённой формы уже создаёт определённый энергетический импульс, ориентированный на последующее использование предмета. Так что форма веретена появилась далеко не случайно.
Во-вторых, нет необходимости энергетизировать новое веретено естественным путём. Того же эффекта можно добиться быстро, используя свои внутренние возможности.
Не стоит забывать, что мы наделены громадным творческим потенциалом и важно умело использовать его!
источник
|
|
| |
Макошь | Дата: Понедельник, 04.05.2015, 22:41 | Сообщение # 74 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| Подвесная люлька - доказательство мудрости предков Почему практически все народы воспитывали младенца в подвесной качающейся люльке?
Последние исследования показывают, что это не просто дань традиции, а важнейший элемент, который, наряду с материнской колыбельной песней, делает ребёнка здоровым и гармоничным…
Ещё до «наката» технической цивилизации русские, украинцы, белорусы, чуваши, башкиры, татары, горцы, народы коми, чукчи, ханты, манси, нганасане, долгане и другие – на крайнем севере, хакасы и монголы – в центральной Азии, а также египтяне, марокканцы, эфиопы и другие народы в Африке, китайцы, вьетнамцы, корейцы, камбоджийцы и другие – в юго-восточной Азии и так по всей земле воспитывали младенца в подвесной качающейся люльке.
Значит, пребывание ребенка в грудничковом периоде в подвесной качающейся люльке несет в себе некую неосознанную нами сообразную природе ребенка выработанную тысячелетиями культуру его вочеловечивания.
И, как это ни парадоксально, но наука данный прием культуры не только не изучила, а, как и многое другое, что было в народной воспитательной педагогике, просто отвергла. А ведь истина здесь буквально лежит на поверхности.
Известно: 9-ти месячный период внутриутробного развития ребенка по биологическому (генетическому) времени намного длиннее всей последующей жизни. Именно за эти 9 месяцев из 2-х клеток оформляется готовый маленький человечек. И весь этот этап развития проходит в жидкой среде. Среде, которая поддерживает процесс развития ребенка фактически в невесомости.
А теперь представьте: из невесомости ребенок вдруг попадает в среду огромного гравитационного давления, в т.ч. «тяжелых» (по перепадам давления) гравитационных ритмов.
Вот почему для младенца, вышедшего из материнской утробы, характерны генерализованные, разлитые по телу напряжения, мышечная скованность и судорожность движений. И снимется она только при сонастройке телесных ритмов, в т.ч. произвольно-волевых с ритмами земными (гравитационными). Но для такой сонастройки требуется продолжительный период времени и рукотворная помощь.
Подвесная люлька как раз и переводит вектор статического гравитационного давления в колебательно-волновой гравитационный ритм.
В процессе качания младенец в ритмическом режиме испытывает своеобразные моменты невесомости (когда люлька достигает максимальной высоты и как бы на миг «замирает») и моменты воздействия наиболее высоких гравитационных сил (когда люлька проходит через низшую к земле точку).
Следовательно, с помощью подвесной качающейся люльки вектор однонаправленного гравитационного пресса «разворачивается» в адаптационную к земным условиям гравитационную жизнетворную волну.
Более того, оказалось, что вся человеческая жизнь – это иерархия взаимоподчиненных, взаимосинхронизированных (по кратности) алгоритмов: от сверх высоких генетических ритмов до сверх низких – осмысленных произвольно-волевых действий.
Подвесная люлька – это особая технология, абсолютно необходимая для постепенного эффективного нетравматичного вхождения и адаптации ребенка к гравитационной среде земли, в т.ч. для запуска гравитационных ритмов жизни.
В 80-ые годы ХХ столетия под нашим руководством на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН был выполнен следующий эксперимент (Н. Ф. Казачкова).
Одна группа матерей воспитывала младенцев в подвесной люльке, другая в обычной кроватке. При этом обнаружилось, что младенцы из первой группы лучше спали, меньше плакали, лучше сосали материнскую грудь. У них быстрее стала расслабляться сжимающая тело гравитационно-мышечная напряженность, уменьшаться мышечная судорожность. Заметно меньше у них был выражен нистагм глаз. В итоге их глаза быстрее стали фиксировать объекты, т.е. у них быстрее стал появляться осмысленный взгляд.
В среднем на 2-3 месяца раньше у них появилось гуление и первые членораздельные слова. Меньше у таких детей была скованность и страх. На 1,5 – 2 месяца раньше дети стали вставать на ножки и ходить по земле. При развитии же целенаправленных ручных действий у них в меньшей степени проявлялись мышечная скованность (судорожность).
Оформленность внутреннего гравитационного ритма – это оформленность не только внутренних вегетативных ритмов, но и духовной стойки, оформленность их устойчивости к различным неблагоприятным факторам внешней среды.
Положительное влияние подвесной люльки сказывалось практически на всех последующих этапах онтогенеза.
Например, в последующем у таких детей меньше была внутренняя напряженность при письме. В итоге, они меньше склонялись над тетрадью при письме. Кроме того, у них был совершеннее почерк, рисунок и даже музыкальный слух! Свободнее и осмысленнее у них была речь. Меньше у таких детей был страх. На более высоком уровне у таких детей была нервно-психическая устойчивость к стрессам.
источник
|
|
| |
Макошь | Дата: Воскресенье, 14.06.2015, 22:32 | Сообщение # 75 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25046
Статус: Убежал
| Постельное бельё — древний оберег для семьи и дома Красивое постельное бельё — это настоящее украшение для спальни.
В наше время выбор тканей, узоров и расцветок просто огромен: под любой интерьер, на любой вкус и на все случаи жизни.
Но интересен тот факт, что в древности постельное бельё выполняло не только декоративную функцию, а также служило настоящим оберегом от нечистой силы.
Дело в том, что на пододеяльники, простыни и наволочки наносились (либо вышивались) определённые рисунки и символы, защищающие от болезней, сглазов и других напастей.
Так, к примеру, символическое изображение солнца, которое схематично имело форму круга, оберегало от негативной энергии и приносило в дом благополучие.
Зигзаги и волны, олицетворяющие стихию воды, наполняли человека энергией и жизненной силой.
Квадраты и ромбы с сочетанием растительных элементов символизировали пшеницу, урожай и, соответственно, плодовитость у женщин и хорошую потенцию у мужчин.
Иногда на белье изображались фигурки животных. Например, считалось, что силуэт петуха приносит достаток в дом, образ лошади оберегает от несчастий мужчин, а образы домашней птицы — женщин.
В наши дни производители постельного белья предлагают обилие вариантов. Во многих рисунках тканей сохранены символы и элементы, которые применялись ещё нашими прапрабабушками.
Выбирая для себя постельное бельё, вы можете прислушаться к советам предков и использовать определённую символику в соответствии с вашими потребностями. Но самое главное при выборе белья, это, в первую очередь, комфорт.
Ведь приятно ложиться спать в уютную постель, которая настраивает на крепкий и здоровый сон. А для этого стоит подобрать радующую глаз расцветку и подходящую ткань, вызывающую самые приятные ощущения.
Здоровья, добра и мира вам и вашим близким!
источник
|
|
| |
|