КОСМИЧЕСКАЯ ЭТИКА - Рассвет Сварога |
Понедельник, 25.11.2024, 08:09 |
|
Приветствую Вас Гость | RSS
|
|
ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА
|
|
Макошь | Дата: Пятница, 23.06.2017, 14:15 | Сообщение # 136 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25072
Статус: Убежал
| Ветер в народных сказаниях В местностях, где возникают ветра с определенным направлением, легко представима их персонификация, как, например, в античной Греции:
- суровый северный ветер Борей похищает дочь афинского царя Орифию и уносит ее на свою родину во Фракию;
- Зефир, мягкий западный ветер, приносит богу любви Эросу юную Психею.
Меньше обращалось внимания на южный ветер (Нот) и восточный ветер (Эур). Чаще всего персонифицированные ветра изображались крылатыми.
В Древнем Иране, а также в исламе ветер необходим для создания космического принципа порядка в мироздании.
В Древнем Египте прохладный северный ветер приходит из горла бога Амона, а имя шумерского бога Энлиля в переводе означает «Господин Дуновение Ветра».
В текстах Филона из Библоса (около 60-140 гг. н.э.), восходящих к древнесирийским представлениям, в первозданные времена парит «темный ветер, который сам себя оплодотворяет» над хаосом. Любопытна символика ветра в Библии, где слово Руах (грамматически женского рода) означает также дух, дуновение и дыхание. «Руах» Бога парит в начале мира над водой. Точно так же парит над безжизненным океаном Творец мира мефисский бог Птах.
Связанный со стихией воздуха, ветер в мифологических представлениях персонифицируется или наделяется свойствами демонического существа. В народе его называют «Ветровым», «Ветряным мужем» или человеческими именами. Так, в Архангельской губернии ветер называли Лукой или Мойсием, а на всей территории Русского Севера непосредственно для северного ветра было распространено имя Седориха. Обычай называть ветер человеческим именем существовал у многих славянских народов.
Традиционные представления о том, каков внешний облик ветра, делятся на два типа. Согласно первым, ветер невидим, он существует в природе незримо. Согласно вторым, ветер воплощался в облике человека, причем мужского пола. Его представляли с большой головой и толстыми губами. В Новгородской губернии ветер называли «косоруким». Атрибутом его являлась шапка. Так, поволжцам северо-западный ветер виделся дедом в изорванной шапке. В разных местностях он мог представляться в облике и мальчика, и мужчины, а также всадником и конем.
На Украине народ представляет себе ветер гигантом-стариком, который сидит где-то со скованными губами; по свету дуют маленькие ветерки, его внуки; он же сам имеет только маленькую щелочку, оставленную между губами; в нее он дует от времени до времени, и тогда на земле поднимается страшная буря. Если же он подул бы во весь рот, то земля распалась бы в прах, что и случится действительно когда-нибудь, и тогда наступит конец света.
На русских лубочных картинках изображаются ветры в виде крылатых голов, дующих из облаков. В сказках постоянно встречаются олицетворение ветра вообще или нескольких ветров, которые представляются четырьмя или семью братьями. Верховным их богом является Стрибог, внуками которого названы ветры в "Слове о полку Игореве".
Богами, олицетворяющими ветер, у поляков были Let-Potel, Poswist, или Pochwisti Pogoda, у малоросов – Посвыстач. В древних севернорусских поверьях духи воздушной стихии воплощались в антропоморфных образах повелителей ветров: Сиверике, Щеннике, Полуденнике, Шелоннике.
В Вологодской и Тамбовской губерниях местом обитания ветра считался остров в море или океане. Вологодской традиции мифологических рассказов известен образ двенадцати ветров, называемых «варганами» и прикованных цепями к скале, которая находится на острове среди океана; когда какому-нибудь ветру удается сорваться с цепи, на земле возникают буря и ураган. По поверьям Томской губернии, ветер появляется из дырки в небе.
Ветер воспринимался как стихия, наделенная большим могуществом, – и полезная, и опасная. Ветер может принести спасение в море и благодатный дождь, а может засыпать посевы градом и возмутить смертоносные волны водной стихии.
Традиционные представления об особенностях ветра как природного явления в полной мере отразились в русских поговорках. Так, о его могуществе свидетельствует поговорка «Выше ветра голову не носи», а о неуемности и жестокости – поговорка «Ветер взбесится, и с бобыльей избы крышу сорвет». В поговорках «За ветром в поле не угоняешься» и «Спроси у ветра совета, не будет ли ответа?» раскрываются его основные характеристики – быстрота и неуловимость, вольность и непредсказуемость.
Ветер считался опасной стихией также в связи с широко распространенным среди русских крестьян поверьем о том, что с ним приносятся мор, эпидемии, эпизоотии (падеж скота). Отсюда и такие народные названия повальных болезней, как «поветрие», «ветрянка». Источником болезней считались злые ветры, особенно вихрь.
Кроме того, до сих пор во многих местностях считают, что именно по ветру колдуны пускают свои чары и насылают порчу.
В народных представлениях вихрь – это крутящийся ветер, отсюда его другое название «крутень». Он считался нечистым и самым опасным ветром для людей. Мчащийся вихрь имеет вид столба с закрученными в нем соломой, листьями, различными предметами. Чаще всего он представляется черного цвета.
Главной особенностью вихря является его вредоносная разрушительная деятельность. Он выворачивает с корнем деревья, срывает крыши с домов, разбрасывает собранное на лугах сено, уносит оставленные на улице и даже находящиеся в закрытом дворе предметы.
Встреча человека с вихрем может привести, по народным представлениям, к тяжелым болезням, увечьям, параличу, потере разума, смерти. По поверьям, болезни, полученные от вихря, неизлечимы. В народе до сих пор не редки воспоминания о том, как вихрь безвозвратно унес того или иного человека.
В результате вихря на деревьях появляются своеобразные «колтуны» в виде скопления веток. В Сибири их называли «вихоревым гнездом» или «ведьминой метлой». Эти ветки крестьяне использовали в качестве оберега: подвешивали на скотном дворе, окуривали ими скотину.
Причиной появления вихря, согласно мифологическим представлениям, может стать также нарушение природных законов и ритуальных запретов. Разрушительная сила вихря воспринималась как реакция природы на нарушение человеком норм поведения.
Так, например, вихрь может подняться над оскверненной могилой, разбросать сено, которое накошено в праздник, то есть в неположенное время.
В народе также верили, что вихрь поднимается в случае неправильной, нечистой смерти – самоубийства. У русских считали, что вихрь гонит душу висельника. До настоящего времени широко бытуют рассказы о том, что вихрем прилетает домой душа умершего мужа, по которому тоскует вдова.
источник
|
|
| |
Сева | Дата: Вторник, 06.08.2024, 16:30 | Сообщение # 137 |
Философ
Группа: Модераторы
Сообщений: 1567
Статус: Убежал
| Сколько цветов в радуге выделяли в Древней Руси? Разница с нашим делением кардинальная! Есть вещи, которые нам кажутся какими-то самоочевидными, хотя по сути они являются чистой условностью. Ну например, те же цвета в радуге.
Любой ребенок знает, что их семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Однако "знает" он это только потому, что ему так сказали родители.
Английским и американским детям родители говорят, что цветов в радуге шесть. И им тоже это кажется самоочевидной вещью.
Если поглубже вникнуть в историю с цветами радуги, то выяснится, что у разных народов будут разные версии на тему того, сколько же там все-таки элементов.
Причем их число даже у одного и того же народа может варьироваться с течением времени. Знаете ли вы, что англичане раньше тоже выделяли семь цветов (голубого у них в списке не было, зато наличествовал цвет индиго)?
А что в Древней Руси? Наши предки тоже видели в радуге семь цветов?
Удивительно, но, согласно дошедшим до нас сведениям, тогда считалось, что в радуге всего четыре цвета. Разница кардинальная, правда?
В Изборнике князя Святослава, составленном в 1073 году, есть следующий фрагмент: "В радуге свойства суть червеное, и синее, и зеленое, и багряное". То есть читателям объясняют, на какие цвета раскладывается радуга. Набор цветов довольно занятный.
Червеное - это красный. С синим и зеленым понятно. А дальше идет почему-то багряный. Опять красный? Тут надо пояснить, что границы цветов в древности не очень совпадали с нашими. Багряным могли называть любые темные цвета, включая нынешний фиолетовый.
И еще один важный момент.
Радуга в христианской традиции - это вещь сакральная. Именно радугой было подтверждено в Библии заключение договора между Богом и людьми. Причем неоднократно.
Поэтому разложение радуги на конкретные цвета было символическим. Число четыре как раз очень подходило. В каноне имеется четыре евангелия от четырех евангелистов. На четырех углах земли стоят четыре ангела в Откровении Иоанна Златоуста и т.д. Четыре цвета радуги в этот ряд отлично вписывали.
При этом Изборник Святослава представлял собой коллекцию переводных текстов из византийских источников. Так что указанное четырехчастное деление радуги было заимствовано у греков.
То есть говорить, что русичи видели только четыре цвета, конечно, нельзя. На некоторых сайтах такое утверждение встречается, но оно ошибочное. Там, где глаз летописца не был скован каноном, в спектре спокойно виделось куда больше цветов. Об этом сообщает запись в Никоновской летописи под 1230 годом: "Явиша оба полъ его столпы черлены, желты, зелены, черны, голубы, сини".
Это скрин не с оригинала летописи, понятное дело, а с ее издания 1885 года, том десятый.
Рассказывается здесь о знаменитом землетрясении 1230 года, которое содрогнуло практически всю Русскую землю. И о сопровождавших его световых столпах. Похожие световые явления нередко сопровождают разрушительные землетрясения. Их фиксировали, например, в прошлом году, когда трясло Турцию и Сирию.
Так вот эти столпы, как и радуга, переливались всеми цветами спектра. но летописец уже не был ограничен раз и навсегда вбитым символизмом четырех цветов. Поэтому он честно написал, что там был красный, желтый, зеленый, голубой, синий и черный. Черным он назвал наш фиолетовый. А вот оранжевого не назвал. Очевидно, никак не отделял его от красного.
В целом это почти совпадает с нашим нынешним делением спектральных цветов. Если бы можно было просто описывать радугу, она бы тоже описывалась русичами именно так. Но канон нарушать было нельзя, поэтому радуга считалась четырехцветной.
Русичи
|
|
| |
|
|