КОСМИЧЕСКАЯ ЭТИКА - Рассвет Сварога |
Среда, 11.12.2024, 07:01 |
|
Приветствую Вас Гость | RSS
|
|
Праздники славян
|
|
Макошь | Дата: Понедельник, 28.06.2010, 11:39 | Сообщение # 106 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
| Летнее Сварожье - 29 июня 29 июня (кресеня, червня) отмечается Летнее Сварожье (Сварогов День). В этот день совершается чествование Небесного (Сварожьего) Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары... Это один из тех обрядов и празднеств, что в суете и мимолётности будней зачастую проходит мимо нас. На эту же дату у православных христиан приходился Петров день (День Петра и Павла). В народе говорили: "Пётр и Павел жару прибавил", "Пётр и Павел день убавил", "К Петрову Дню вода в реке умеженится (спадёт)", "На Петров день Солнышко играет". Молодёжь о сию пору качалась на Ладиных или Сварожьих (Петровских) качелях: "Петровские качели - на Летопроводца обрученье", поэтому Летнее Сварожье почитается тако же и днём Лады.
|
|
| |
Макошь | Дата: Воскресенье, 04.07.2010, 20:24 | Сообщение # 107 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
| День памяти князя Святослава - 3 июля День славления князя Святослава Игоревича (около 942—972). У славян в этот день было принято проводить ритуальные поединки, воинские посвящения и славить Перуна. Русский историк Н. М. Карамзин назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории». По словам академика Б. А. Рыбакова: «Походы Святослава 965—968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии.» Святослав, великий князь киевский, — сын Игоря и Ольги, в значительной мере правившей при сыне государством (до ее смерти в 969 году), поскольку князь все время проводил в военных походах. В 964—66 годах Святослав предпринял первый самостоятельный крупный поход: освобождение вятичей от власти хазар и подчинение их Киеву. Затем последовали походы на Волгу и Северный Кавказ, разгром Хазарского каганата. В 967 или 968 годах, используя предложение Византии, стремившейся ослабить своих соседей Русь и Болгарию, столкнув их друг с другом, князь Святослав вторгся в Болгарию и обосновался в устье Дуная, в Переяславце. Византийское правительство, чтобы воспрепятствовать утверждению Святослава в Болгарии, послало к Киеву печенегов. Он возвратился на защиту столицы, но, отбив печенегов, снова пришел в Болгарию. Около 971 года Святослав в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией. После боя с превосходящим по численности византийским войском у Большого Преслава и Доростола, выдержав со своим войском трехмесячную осаду, Святослав Игоревич заключил в 971 году мир с Византией. На обратном пути в Киев князь Святослав у днепровских порогов погиб в бою с печенегами, которых византийское правительство предупредило о его возвращении. Святослав вошел в историю Древней Руси как яркий пример воинской доблести. Его речь перед последним решающим боем с византийцами под Доростолом — свидетельство высокого понимания значения воинской чести в древнерусском обществе: «Не посрамим Земли Русской, ляжем тут костьми. Мертвые сраму не имут. Если побежим, осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе.» Дружинники ему отвечали: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим.» В отличие от своих предшественников, сохранявших скандинавские традиции, Святослав был первым славянским русским князем. http://www.calend.ru/holidays/0/0/1740/
|
|
| |
Макошь | Дата: Воскресенье, 04.07.2010, 20:25 | Сообщение # 108 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
| Именины Месяца - 5 июля (липеня) отмечаются Именины Месяца - праздник, посвящённый чествованию ясного Месяца и его вышних покровителей - Велеса Рогатого и Мары Луноликой. В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Афанасия Афонского. В народе говорили: "Афанасьев день - Месяцев праздник". О сию пору выходят смотреть на "играние" Месяца. Если Месяц при восходе виден, то кажется как будто перебегающим с места на место, или изменяющим свой цвет, или то прячется за облаками, то из-за них выходит. Всё это происходит оттого, что Месяц справляет в этот день свои Именины. "Играние" Месяца - примета счастливая: "На Афанасия Месяц на восходе играет - к урожаю". http://slav.olegern.net/viewpage.php?page_id=205
|
|
| |
Макошь | Дата: Вторник, 06.07.2010, 10:54 | Сообщение # 109 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
| 6 июля - день святой Агриппины (Это празднование по новому стилю. См. также здесь) В народе ее называют Аграфеной, да еще и с добавлением — Аграфена-купальница. С этой даты начинался купальный сезон, до этого дня в реках и озерах для развлечения не купались. Кроме того, с появлением в России в XVIII веке городских общественных бань 6 июля стали считать Всероссийским банным днем. После обеда деревенские девушки и женщины запрягали лошадей и отправлялись в лес заготавливать банные веники. Их делали не только из березовых веток: на Вологодчине, например, их вязали из разных пород лиственных деревьев, так чтобы в каждом венике было по ветке березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, а также по цветку разных растений. Веники заготавливали на весь год, чтобы работа длилась долго. Вечером обязательно мылись и парились в банях, устлав полы в них свежесорвэнной травой. А тут и ночь наступает: непростая ночь — ночь с Аграфены на Иванов день. 6 июля заготавливали не только веники, но и травы, и коренья для лечебных целей. Поэтомуто святая Агриппина получила еще одно прозвище: "Аграфена-лютые коренья". Начинался сбор растений ближе к полуночи. По народному убеждению, в эту ночь деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев; беседуют в это время друг с другом и травы, наполняясь новой, чудодейственной силой. Тот, кто понимает их язык, многого сумеет достичь в жизни, а кто не понимает, может собирать травы и коренья, ориентируясь на старинные знания. Они сохранялись, переходя из рода в род, несмотря на то что церковь преследовала в XVI и XVII веках знахарей-травоведов жестоко. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы придать этому значение злого умысла. Пойманных "ведунов" пытали, били батогами, чтобы "не повадно было бы носить и собирать травы и коренья". И тем не менее... Какое растение, сгорая, спасает от несчастий и бед, отгоняет ведьм? Разумеется, шиповник: Древо древанское, листья моханские, цветы ангельские, когти дьявольские. Белую кувшинку, "одолень-траву", собирали по заводям и заглохшим прудам, чтобы при случае взять с собой в дорогу: кувшинка не даст заплутать, поможет избежать опасных встреч. Растение Иван-да-Марья, положенное в угол избы, прогонит воров: "брат с сестрой" (желтый и фиолетовый цветки) станут разговаривать между собой по-человечьи, а грабитель подумает, что беседует хозяин с хозяйкой, и не посмеет войти. "До восхода солнца, — учили старики, — рви чернобыльник; под корнем найдешь уголь; он от многих болезней облегчение доставляет — от брюха, от тошноты... Но рви так, чтобы никто тебя не видел: увидят за этим делом — уголь уйдет в землю". Корень "плакун-травы" дарует удивительную духовную силу, внушает окружающим уважение и даже страх. "Терлыч-трава" очаровывает парней — девушки носят ее за пазухой и приговаривают: "Терлыч, терлыч, хлопцев покличь!" Зяблица помогает от детского крика и бессонницы; пастушью сумку издавна заготавливали как хорошее средство при различных кровотеченьях; страдающим ревматизмом полезна жгучая крапива; для лечения ран и ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник... Но самым главным героем растительного мира становился в эту ночь папоротник. "Златоогненный цвет" русских сказок, цветок папоротника раскрывается, если верить легенде, только раз в году, да и то на несколько мгновений, под конец Аграфенова дня, в полночь. Если сорвать его, можно увидеть все клады, сокрытые в земле, как бы глубоко и далеко они ни находились. Правда, добыть такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около двенадцати часов из широких листьев папоротника внезапно появляется бутон, который, поднимаясь все выше и выше, то колышется, то затихает, то одной стороной поворачивается, то другой. Ровно в полночь бутон с треском раскрывается, и взору предстает сверкающий огненный цветок, такой яркий, что на него невозможно смотреть. В краткие минуты цветения папоротника будто бы слышны голоса и завывание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкостного цветка, имеющего драгоценные свойства. Кто же все-таки сумеет сорвать цветущий папоротник, тот приобретет власть повелевать над всеми. Перед ним бессильны будут грозные правители; злые духи покорятся ему; во всякую сокровищницу, какими бы замками ни была она закрыта, он войдет, как хозяин, и двери сами раскроются перед ним — стоит только приложить к замку волшебный цветок. Невидимкой подберется его обладатель к любой красавице, и нет вообще ничего для него невозможного. Иногда цветок папоротника может достаться человеку нечаянно. Приведем небольшой народный рассказ. "Пастух ночью пас быков недалеко от леса и заснул. Проснувшись и видя, что быки ушли, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на заросли папоротника, который уже расцвел. Не заметив этого, пастух перебежал прямо через заросли и случайно сбил ногой цветок. Тот упал ему в башмак. Пастух сразу сделался счастливым, тотчас быков нашел. Он и сам не знал, отчего так. Целую неделю не разуваясь, он за семь дней нажил много денег и все, что будет завтра, заранее угадывал. Между тем в башмаки за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытряхивать землю из башмака и вместе с нею вытряхнул и цветок. Так и потерял он свое счастье: деньги невесть куда утекли, и будущее узнавать он разучился". Много разного случается в волшебную ночь Аграфенова дня. Лучше не ложиться спать, чтобы не оказаться беспомощным перед оживающей и становящейся особенно активной в эту пору всякой нечистью — оборотнями, русалками... Поэтому крестьяне не выпускали лошадей в поде, чтобы злые духи не заездили животных; ходили что ни час проверять хлев, а то ведьмы испортят дойных коров... Бабы-яги, колдуны и ведьмы, кто в ступе, кто верхом на помеле, толпой летели в это время на Лысую гору, на свое ежегодное сборище, шабаш, где бесчинствовали и советовались друг с другом, как бы причинить какое зло людям. источник
|
|
| |
Макошь | Дата: Вторник, 06.07.2010, 12:46 | Сообщение # 110 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
| Из КолядыДар: День Бога Купала - 7 июня. Почитается Бог Купала. Люди проходят очищение в пяти стихиях. Читать здесь ---------------------- Добавление: Народные поверья и обычаи: В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!» Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание сбудется.
|
|
| |
Макошь | Дата: Вторник, 06.07.2010, 21:33 | Сообщение # 111 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
| Продолжение. КУПАЛА Некоторые Рода и Общины празднуют Купала в дни, идущие сразу после Летнего Солнцестояния. Другие же Рода и Общины празднуют праздник Купала по КолядыДару, который в это Лето приходится на 7 Хейлетъ или с 6 на 7 июля (с 19-00). Бог КУПАЛА (Купало) Бог Купала, который дает человеку возможность сотворить всякие Омовения и проводит Обряды Очищения Телес, Души и Духа от различных хворей-болезней. Бог, наставляющий на радостную и счастливую жизнь. Купала - веселый и прекрасный Бог, одевающийся в легкие белые одеяния, украшенные цветами. На голове Бога Купалы венок из прекрасных цветов. Купалу почитали как Бога теплого времени Лета, полевых цветов и полевых плодов. Многие Славяно-Арийские Роды, занимающиеся полеводством, почитали Бога Купалу наравне с Богиней Макошью и Богиней Тарой, а также Богами - Перуном и Велесом. Перед началом жатвы и сбором полевых плодов, в честь Бога Купалы праздновался праздник на котором Богу Купале, а также всем Древним Богам и Пpeдкaм приносили безкровные жертвы. На празднике Православные Староверы-Инглинги свои безкровные жертвы и требы бросают в огонь Священного Свастичного Жертвенника, чтобы все принесенное в жертву появилось на праздничных столах Богов и Предков. После принесения безкровных жертвоприношений от живого огня Священного Свастичного Жертвенника Общинники зажигают свечи и огневицы, которые закрепляют на венках и плотиках и отправляют по течению рек. При этом, на свечу или огневицу, Православные Староверы-Инглинги из различных Общин наговаривают свое сокровенное желание или просьбу об избавлении от хворей-болезней, всяческих неудач, различных проблем и т.п. Этот обряд можно объяснить следующим образом. Горящая свеча или огневица освещает просьбу или желание Общинников, вода реки запоминает их и, испаряясь, поднимается к Небесам, донося до Богов все просьбы и желания Православных Староверов-Инглингов. На празднике каждый из Православных Староверов-Инглингов должен пройти полное очищение, дабы полностью очищенным приступить к сбору полевых плодов и к началу полевой жатвы. Полное очищение Православных Староверов-Инглингов состоит из трех частей: Первое очищение (Очищение Тела). Каждый присутствующий на празднике в День Бога Купала должен омыть свое тело в священных водах (реки, озера, водоема и т.д.), чтобы смыть с себя усталость и грязь. Второе очищение (Очищение Души). Для того, чтобы присутствующие на празднике в День Бога Купала могли очистить свою Душу, возжигают большие костры, и все желающие прыгают через эти костры, ибо Огонь сжигает весь негатив и очищает ауру и Душу человека. Третье очищение (Очищение Духа). Каждый Общинник Старовер, присутствующий на празднике в День Бога Купала, а также желающие, могут очистить и укрепить свой Дух. Для этого из горящих углей большого костра создают Огненный Круг, по которому Староверы-Инглинги из различных Родовых, Славянских и Арийских Общин ходят босиком. Тех желающих, кто впервые решился пройти по углям, дабы очистить и укрепить свой Дух, Общинники ведут через Огненный Круг за руку. Этот праздник неразрывно связан и с другим событием древности. В древние времена Бог Перун освободил на Кавказе из плена своих сестер и отправил их очиститься в водах Священного Ирия (Иртыша) и в Сметанном Чистом Озере (о.Зайсан). Об этом событии также повествуется в пятом клубке Песен Птицы Гамаюн. В связи с тем, что Купала является Богом-Покровителем Небесного Чертога Коня во Сварожьем Круге, в этот день принято купать коней, заплетать в гривы разноцветные ленты и украшать их полевыми цветами. ГОЙ КУПАЛА! http://radosvet.net/slav....la.html
|
|
| |
Dafna | Дата: Вторник, 06.07.2010, 21:52 | Сообщение # 112 |
Просветитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 254
Статус: Убежал
| пелагея в дуэте поет. Классно! ------------------ Можно посмотреть и прослушать здесь
|
|
| |
Макошь | Дата: Понедельник, 12.07.2010, 01:05 | Сообщение # 113 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
|
День Снопа Велеса / Выборы жертв Перуну - 12 июля (липеня) Отмечается День снопа Велеса. Дни убивают, а жара прибывает.
С сего дня начинают косить и заготавливать сено. "Коси коса, пока роса - роса долой, и мы домой!" В этот день почитали первый связанный сноп, в который, как полагали косари, во время косьбы переходил дух поля, а значит и дух Велеса. В эти дни кончали пахать и начинали готовится к озимому севу. Бытовала такая пословица: "До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса посеять". Всем земледельческим работам у славян покровительствовал Велес. "Велес учил праотцев наших землю пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и чти его как Отца Божьего" (из Велесовой Книги).
Почитали в этот день и священный камень Алатырь. Под Алатырем - вход в Пекло (Пекельное Царство). Пращуры вспоминали о том, что только Велес смог отвалить Алатырь от входа и потому умершие не могут попасть в Навь (на "тот свет"), минуя Велеса. От того кстати, некоторые исследователи проводят аналогии Вия с Велесом, ибо Вий - это справедливый судья, который ждёт грешников после смерти и владыка (царь) Пекельного Царства.
Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Его считают покровителем воинов и витязей и славят в дни победы и приносят жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей. Перун – это, прежде всего, бог грозы, грома, также он тесно связан помимо огня с культом воды, дерева и камня. Он считается родоначальником небесного огня, который, нисходя на землю, дает жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново.
Люди верят, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка Тура, поэтому бык считается священным животным Перуна. Цветком его считается голубой ирис (шесть лилово-голубых лепестков, громовой знак).
Святилища Перуна устраиваются под открытым небом. Они имеют форму цветка; в тех святилищах, что раскопаны археологами, “лепестков” обычно восемь, но в древнейшие времена, по мнению ученых, их было шесть. “Лепестки” представляли собой ямы, в которых горят неугасимые священные костры. Посередине ставится скульптурное изображение Перуна. Перед изображением Бога помещается алтарь, обычно в виде каменного кольца. Туда складываются приношения и проливают жертвенную кровь: чаще всего животную, но в древние времена в жертву приносили и рабов, захваченных в военных походах.
На сию дату приходятся тако же Выборы жертв Перуну. Ко Дню Перуна (20 липеня) готовятся 8 дней. За восемь дней до того дня кидаются жребии (черты, для определения жертвы, и резы, для определения её количества). Если выпадает "жертва", то в жертву приносится бык, а за неимением оного петух (должен быть одного цвета, не пёстрый, лучше всего красный). На жертвенной крови заговаривается оружие, жрец производит помазание кровью чела каждого воина, после чего те надевают на голову красные повязки (те, у кого нет очелья). Если выпадает "сребро", то в жертву приносятся деньги. Если же выпадает "брашно", то приносится пища. И, наконец, если выпадает "пря", то воины вступают в поединки. На зачине такое же выбираются пары поединщиков (на кого падёт жребий). Поединщики сами договариваются между собой о выборе оружия или борьбы. Над жертвенным огнём освящаются воинские обереги и рекутся славления Великому Богу Перуну:
"Пожещемоти, боже! Яко се намо деяцеши суру пити. Смертию а на врази грендешеши, а тоя беяшеши мещем твоем. Мовлено мзгоу а свентем мрещиши ощесы. А анъщ на не натенчаше, або исиан знещенти то, убо Пероуну ат омовленхомсен. Яко онь с незбавитихом сверзи грябе ида инде то иден, яко хощеши ты. А зобых имо упрензвенцещи а громовити на ны. А то бысте сила тва на нь поля о плоднящи а гръм, ижде лиящетисен а онь и тьму сем облази, яко идехом по въле твоеи... Азъ бо утрениа слава ти ренще наимах. А тако рцемо, яко благо есь а под тащ благ наших... Упръщеная оны суте, яко овця утещашут... да имеши ны ве все дниа! Да будехом ти вирни и до конце славы твоея... отще бо наше сен да вожде а да бендищи тако во си дни... Жъртву ти правихом овщане бращно. А тако поем славу а великоща твоя..."
|
|
| |
Макошь | Дата: Пятница, 16.07.2010, 10:53 | Сообщение # 114 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
| Летнее Макошье - 19 июля (червня, липеня) отмечается Летнее Макошье (Летние Мокриды) - Святодень Макоши-Мокрины. В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Макринин (Мокринин) день. В народе примечали: "Коли Мокрида мокра, то и осень тоже, Мокрида суха - и осень суха", "Коли на Мокриду мокро, то страда ненастная", "Вёдро на Мокриду - осень сухая", "Коли на Мокриду дождь - вся осень будет дождливая, и не будет орехов - все повымокнут". День Летних Мокрид считается важным и для будущего года: "Коли на Мокриды дождь, на следующий год уродится рожь".
|
|
| |
Макошь | Дата: Пятница, 16.07.2010, 10:59 | Сообщение # 115 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
|
Перунов День - 20 июля (липеня, червня) отмечается великий воинский праздник - Перунов День; великий Святодень всех воинов-защитников Земли РОДной, а тако же всех честных радарей-пахарей. По народным поверьям, дождём в этот день смываются злые чары - "лихие призоры" (сглазы и порчи) и многие болезни.
Православные христиане отмечали 20 июля Ильин День (Илью Пророка). В народе говорили: "До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру", "На Илью до обеда - лето, а после обеда - осень", "До Ильи поп дождя не умолит, после - и баба фартуком нагонит", "До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня - из закрома", "Илья словом дождь держит и низводит", "Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет", "С Ильина Дня мужику две угоды: ночь длинна да вода холодна", "После Ильина дня в поле сива коня не увидать - ночи тёмные", "Илья-пророк - косьбе срок", - то есть заканчивается сенокос и начинается жатва. С первого обмолота ржи было принято выпекать хлеб нового урожая и угощаться им. Такой хлеб называли "зажиночным" и благословляли как "новину". "Илья-пророк в воду льдинку уволок" - по поверьям, у мчащегося по поднебесью Перунова Коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела. Говорили в народе тако же: "На Ильин день олень копыто обмочил - стала вода холодна".
Перунов (Ильин) День называли в народе "сердитым днём". Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: "На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит". В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. Тако же на Ильин день перегоняли пчёл, подчищали ульи, подрезали первые соты, отсюда присловица: "Богат, как Ильинский сот".
Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим - во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов день вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров.
К празднику готовятся восемь дней. В старину пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядовое пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали Краду из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую: "Свято Перунье" и "Перунов день".
Все мужчины, присутствующие на зачине, обязаны иметь при себе оружие (нож, топор, а если есть разрешение, то что-нибудь более подходящее). Во время зачина воины совершают торжественное шествие с песней:
О, Могучий Перун, Бог Славянских племён! Ты десницей своей Отрясаешь нам сон.
Вновь сразившись со змеем В поднебесье крутом - Возвращаешь нам память О РОДе своём!
После славлений Перуну воины приступают к освещению оружия: на щиты, положенные перед капищем, кладут мечи, топоры, колья, ножи, булавы и другое холодное оружие. За восемь дней до того кидаются жребьи (черты, для определения жертвы, и резы, для определения её количества). Если выпадет "жертва", то в жертву приносится бык, а за неимением оного петух (должен быть одного цвета, не пёстрый, лучше всего красный). На жертвенной крови заговаривается оружие, жрец (волхв) производит помазание кровью чела каждого воина, после чего те надевают на голову красные повязки (те, у кого нет очелья). Если выпадет "сребро", то приносятся деньги. Если выпадет "брашно", то приносится пища. И наконец, если выпадет "пря", то воины вступают в поединки. На зачине выбираются пары поединщиков (на кого падёт жребий). Поединщики сами договариваются между собой о выборе оружия или борьбы. Над жертвенным огнём освещаются воинские обереги. Произносятся славления Перуну.
После зачина начинается обрядовый бой "Перуна" с "Велесом", посвящённый победе Перуна над Велесом (Перун побеждает Велеса и возвращает стадо небесных коров). По окончании боя воины несут ладью с дарами и ставят на краду (брёвна, сложенные колодцем, для погребального костра). Жрец (Волхв), раздевшись по пояс, поджигает краду. После того, как костёр прогорит, воины насыпают над пеплом могилу и начинают тризну (обрядовые бои на могиле).
Уходит воин... Вслед ему несутся плачи, пламя крады, И, обнажая гордый стан, снимают юноши наряды, И всходят на курган, наверх, где близко грозовые тучи, Где дремлет, позабыв про всех, владыка битв - Перун могучий И вот сошлись... И бой кипит, роняя молнии и громы. Земля гудит, земля дрожит, катится с кручи побеждённый, И щит приходится о щит, а в небе, тьмою окружённый, Перун проснулся! И гремит! Земной борьбой заворожённый...
В этот день проходят особо торжественные посвящения в воины. Для начала жрец (волхв) отправляет их в Навь, совершая над воинами особый обряд вхождения в мир мёртвых. Испытуемых как бы убивают, затем кладут на землю навзничь, с закрытыми глазами. С этого времени с ними никто не должен разговаривать, кроме жрецов (волхвов), проводящих обряд. Затем они должны подвергнуться четырём испытаниям. Жрец по одному поднимает испытуемых и проводит к "огненной реке" - площадке раскалённых угольев шириною в 5-6 шагов. Необходимо её преодолеть не очень быстрым шагом, чтобы попасть на другую сторону. Нужно погрузить в себя в особое состояние отрешённости на время этого испытания, чтобы не обжечься. Если бояться, медленно или очень быстро идти, то первое испытание окажется последним. Второе испытание заключается в том, что испытуемый должен с завязанными глазами дойти до дуба или родового столба за три попытки. Лёгкое на первый взгляд испытание оказывается не менее трудным. Необходимо запомнить путь к дубу, а затем пройти эти 30-40 шагов "по памяти", определяя по слуху (пение птиц) и осязанию (ветер) верное направление. Испытание третье - найти среди нескольких предметов самый нужный, отгадать загадки (за три попытки). Тех, кто не проходит третье испытание, закапывают в землю, закидывая дёрном, где он лежит до тех пор, пока его не выручит другой испытуемый, отдав одну или две из своих попыток. Это испытание на взаимовыручку. И, наконец, испытание четвёртое - на хитрость и ловкость. На испытуемого начинается настоящая охота. Он должен за определённый промежуток времени уйти от погони, спрятаться в лесу или высокой траве, а затем пробраться через цепь сторожей к священному дубу (или яблоне), коснувшись рукой листьев. Только после всех испытаний он может считаться настоящим воином. Затем жрецы (волхвы) "возвращают к жизни" испытуемых, для продолжения тризны.
После тризны совершается страва, на которой поминают всех павших славянских воинов. Обрядовая еда: говядина, дичь, курятина, каши. Из напитков: мёд, красное вино, пиво, квас. После стравы до позднего вечера продолжаются игрища. Игрища начинают со взятия "городка". В этот день отдают предпочтение воинским утехам, но не забывают и о делах любовных. Волхвы советуют провести ночь после праздника с любимой женщиной. Плох тот воин, который одерживает победы только над врагом.
С Перуном был также связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы - обливании водой специально выбранной женщины.
Вскоре после Ильина дня отмечали: 24 июля - Борис и Глеб летние ("На Бориса и Глеба - пали копны: гроза жжёт копны у тех, кто работает во сей день"); 27 июля - Пантелеймон Целитель, прозванный в народе Палием ("Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб", "Палий - пали копны: Палий спалит двор у того, кто возит в этот день копны на гумно"); 30 июля - Силин день ("Святой Сила прибавит мужику силы", "На Силу и бессильный богатырём живёт", "На Силу не взять ведьме над скотиной силу"). На Силин день, по народным верованиям, "обмирают" ведьмы, опившись выдоенным у чужих коров молоком. Кто увидит, как ведьма "обмирает" - страху натерпится немало. Но не следует плошать, надо поскорее пук соломы зажечь да пятки ведьме прижечь. Тогда она поскотину или на чужую ниву уже никогда не придёт.
http://slav.olegern.net/viewpage.php?page_id=208
|
|
| |
Макошь | Дата: Понедельник, 26.07.2010, 09:55 | Сообщение # 116 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
| Чур (Пращур, Поликопны, укр. Паликопа) - 27 июля (червня, липеня) отмечается праздник Чура (Паликопа, Поликопны) - Бога оберегания, охраны собственности, сторожа РОДовых обычаев, покровителя границ, домашнего очага.
Славяне вспоминают своих чуров-пращуров, чтобы заботились о нашем хлебе, хранили не только наши снопы, но и нашу Русь и многовековую великую культуру.
В этот день Чуру приносится треба молоком. У межевого камня выкапывается яма и туда выливается молоко.
В праздник Чура нельзя работать вдали от дома. Хозяин должен обязательно находится у себя во дворе, тем самым почитая Чура.
Велесова книга так повествует нам о Чуре: "Усяк Род имел Чурив и Предков, которые умерли перед возрастами, - тем Богам почитання должны дать, и од них радости маемо". В этот день раздают детям печенье "сончата", прыгают через костёр.
Чествовали также Дажьбога - покровителя обжинок. Чур живёт в мире с домовыми, но преследует леших и кикимор (видя в них угрозу человеку).
Ныне слово Чур (Цур) стало междометием. По некоторым данным, оно восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений. А по другой информации, слово это происходит из санскритского чур - жечь.
- К нему взывают во время гаданий и игр ("Чур меня!")
- Чур освещает право собственности ("Чур моё!")
- Он же определяет количество и качество необходимой работы ("Через чур!")
Такое понимание было популярно среди учёных XIX века. Ключевский писал:
"Обоготворённый предок чествовался под именем Чура, в церковной форме Щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур... Предание, оставившее следы в языке, предаёт Чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ".
То же объяснение мы находим и в малом словаре Брокгауза и Ефрона:
"Чур, славянск. мифол. божество погранич. знаков, покровительствовало приобретению и наживе. Символ - чурки и чурбаны, то есть межевые знаки".
Н.И. Толстой связывал возникновение междометия "чур" с фаллической символикой. Эта гипотеза впоследствии пополнилась новыми данными и является актуальной до сих пор.
После принятия христианства Паликопу вытеснил почитанием святой Пантелеимон (по новому христианскому стилю 9 августа). Тем не менее названием "Паликопа" сохранилось в имени праздника в Белоруссии, приходившегося на день святых Бориса и Глеба (по новому христианскому стилю 6 августа) и день Пантелеимона.
http://slav.olegern.net/viewpage.php?page_id=209
|
|
| |
Макошь | Дата: Пятница, 30.07.2010, 13:26 | Сообщение # 117 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
| 1.08 - Медовый Спас Первый Спас - 1 августа (серпня) в народе называют медовым или мокрым. Название "медовый" объясняется тем, что именно в это время пчёлы прекращают собирать нектар с цветов, соты в ульях заполнены до отказа и пасечники начинают собирать мёд, при этом первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей. В этот день, согласно народной традиции, совершается освещение мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу - пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. А без мёда не в былые времена, не в наше время - никуда. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков. В старинных источниках мёд описан как "сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания". Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. Считалось, что до Медового Спаса нельзя есть мёд нынешнего года, прошлогодний же мёд вкушать можно. В народе говорили: "Спасовка-лакомка", "На первый Спас и нищий медку попробует", "Первый Спас - проводы лета", "От первого от Спаса накопит и мужик запаса", "Первый Спас - Медовый, второй - Яблочный, третий - Спожинки", "Первый Спас - первый сев (озимых)", "С первого Спаса - холодные росы", "Ласточки отлетают в три Спаса", "Ласточка весну начинает, осень накликает". С этого дня начинался период "страды". Шёл интенсивный сбор ягод, прежде всего малины, черёмухи, заготавливали и кедровые шишки. Активно чистили овины, готовили гумна для обмолота. Проводили подготовку к зимним сельскохозяйственным работам: сеяли озимые. Первую пригоршню зерна по обычаю бросал старший член семьи. К этому его приглашали особым приговором: "Посей, дедушка, первую горсточку на твоё стариковское счастье". Православные христиане называют сей праздник "Спасом на воде" в честь малого водосвятия. В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершали крёстные ходы на естественные водоёмы, родники для освящения воды. После крёстного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы он был здоровее. После "Мокрого Спаса" или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода "цветёт", птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Определение "мокрый" уходит корнями в обычай совершать в этот день летний водосвяточный молебен. Как это проходило во времена язычества теперь установить достаточно сложно, но после принятия христианства сохранилась эта же традиция. После утреннего богослужения от церкви к водоёму или источнику отправлялся крёстный ход. На берегу служился молебен, после которого все купались. Возможно в древние времена молебен совершался в честь Матери Земли, которая способствовала урожаю. Этот Спас именуется также и маковым, потому как для защиты от нечистой силы во время празднества совершался обряд "обсыпания маком": собрав семена дикого мака, обсыпали им дом. Считалось, что маковые семена защищают от нечистой силы, прежде всего от ведьм. Со Спаса начинаются проводы лета и подготовка к наступлению осени. Говорят: "У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье (разнопогодье)". Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде на этот день судят о том, каков будет Третий Спас. http://slav.olegern.net/viewpage.php?page_id=210
|
|
| |
Макошь | Дата: Пятница, 06.08.2010, 19:58 | Сообщение # 118 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
| 6.08 - Яблочный Спас Второй Спас - 6 августа (серпня) называют яблочным, поскольку в начале августа начинается сбор яблок и овощей, в то время как до этого дня есть садовые яблоки запрещалось. "Пришёл второй Спас - всему час: плоды зреют", "У Спаса не без припаса". Православные христиане отмечали в этот день праздник Преображения Господня. В народе существовало поверье, что у того, кто съест яблоко раньше Спаса, умершие дети не получат яблока в Ирии (Раю). До Преображения на Руси особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня начинали есть плоды и фрукты. "Второй Спас яблочком разговляется". В день второго Спаса, совершался и особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки, после чего произносили благодарности и славления Матери Земле и волхв благословлял собранный урожай. Только после благословления плоды разрешалось употреблять в пищу. Хозяева жертвовали в пользу нищих "начатки", небольшие порции каждого из собранных ими плодов. Отсюда возникла поговорка: "На Второй Спас и нищий яблочко съест". Также после освящения раздавались плоды всем прихожанам, посылали их на дом больным. Тех, которые не исполняли этого старого обычая, считали людьми недостойными, о них говорили: "А не дай-то боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил свои добром хворого и бедного". Уборка урожая сопровождалась приговорами: "Вовремя собрать - вовремя убрать", "После Второго Спаса дождь - хлебогной". В день яблочного Спаса пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, иначе же говоря всем, чем одаривает людей сад, лес и огород. Обычай, запрещающий есть яблоки до сего дня, имеет и назидательное значение: вначале плоды зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают; так и человек в земной жизни развивается и преображается по мере своего нравственного (духовного) развития, проникается светом Божьим. В конце жизненного пути он может стать Светым, Светлым, Просветлённым [прим. а не Святым]. Самый же главный плод - наше духовное преображение и совершенствование. Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали наступающую осень. Не случайно день второго Спаса называли также "Осенинами": "Со Спаса-Преображения - погода преображается!", "Второй Спас - встреча осени, первые Осенины", "Пришёл второй Спас - бери рукавицы про запас!" Считалось также, что какой погода будет в этот день, таким будет и Покров: "Каков день во второй Спас, таков и Покров (1 октября)". http://slav.olegern.net/viewpage.php?page_id=211
|
|
| |
Макошь | Дата: Пятница, 06.08.2010, 20:00 | Сообщение # 119 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
| 8.08 - Стрибог Летний 8 августа (серпеня) отмечается Ветрогон (Стрибог Летний) - буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени... В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: "Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут", "Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету", "Каков Мирон Ветрогон, таков и январь". Вскоре после Мирона Ветрогона отмечался Михей Тиховей (14 августа) - "На Михея дуют ветры тиховеи - к ведренной (погожей) осени", "Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается", "Михей с бурей - к ненастному сентябрю". http://slav.olegern.net/viewpage.php?page_id=212
|
|
| |
Макошь | Дата: Вторник, 10.08.2010, 14:01 | Сообщение # 120 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25088
Статус: Убежал
| 15.08 - Спожинки (Дожинки, Обжимки) К 9 августа (серпня, жнивеня) на на большей части Земли Славянской заканчивается жатва, отсюда и название праздника - Спожинки (дожинки, обжимки). Спожинки - праздник окончания жатвы, который отмечается 15 августа (серпня). В этот день благодарят Дажьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая) и заплетают на поле из последних колосьев "бороду" Велесу. Православные христиане отмечали в этот день Успение Пресвятой Богородицы (Успение Златогорки). В народе говорили: "Успенский пост спожинками разрешается", "Успение кончает дожинки". Последний сноп ("пожинальник") жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой, - завивают "перепелицу" ("бороду Велесу"). Вокруг "бороды" тщательно выпалывают траву, а внутрь кладут требу: хлеб с солью. "Уж мы вьём, вьём бороду У Велеса на поле... Завиваем бороду У Велеса да на широком... На ниве великой Да на горе высокой, На земле чернопахотной... Вейся, вейся, борода Бородушка, вейся Сусек наполняйся!" По окончании жатвы женщины катаются по ниве, приговаривая: "Нива, нива, отдай мою силу, Я тебя жала, силу теряла, Нива, нива, отдай мою силу, На пест, на колотило, На молотило, да криво веретено." При помощи этого заклинания они возвращали отданную ими Земле (ниве, жниве) силу. Пожинальник посвящается Мокоши (Макоши), его одевают в праздничный женский наряд и ставят на стол, где он и стоит во время пира. На зачине волхвы (жрецы) славят Велеса, поднимая над головой горшок с просом: "Щедры Велесе Зри на ны с небеси Житом одари Поле возроди Благо дари веси. То Влес ущаше праотце наше Земе раяте, а злаки сеяте, А жняте вена венища А цтеть го яко отце божска." Это Велес учил праотцев наших землю пахать, и злаки сеять, и жать венки на полях страдных, и ставить снопы в жилище, и чтить Его как Отца божьего (из "Велесовой Книги"). В этот день освещают мёд, яблоки и зерно. После зачина вершиться весёлый пир (запрещено употреблять в пищу мясо). Страва: каша, мёд, яблоки, хлеб и квас. С этого дня начинаются осенние хороводы и игрища, ибо лето ушло... Следует отметить что дата празднества может различаться в зависимости от области и урожая в разные годы (где то Спожинки могут отмечаться и 7.08 и 12.08), но согласно народному календарю: 7.08 - Праздник урожая - Хлеба. Последний сноп "Волосу на бородку". 8.08 - Начало жатвы. 10.08 - Спожинки. Окончание сенокоса. 15.08 - Спожинки. Завершение уборки хлеба. В некоторых губерниях "Спожинки" праздновались в один день с Хлебным Спасом (16 августа). http://slav.olegern.net/viewpage.php?page_id=213
|
|
| |
|
|