КОСМИЧЕСКАЯ ЭТИКА - Рассвет Сварога |
Вторник, 03.12.2024, 21:18 |
|
Приветствую Вас Гость | RSS
|
|
Диалектическая психология
|
|
Макошь | Дата: Вторник, 21.05.2019, 22:52 | Сообщение # 1 |
МАГ
Группа: Админы
Сообщений: 25076
Статус: Убежал
| новая тема.
|
|
| |
psychom | Дата: Среда, 22.05.2019, 11:50 | Сообщение # 2 |
Стучащийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Убежал
| Да, спасибо за тему. Буду писать, может кто-то заинтересуется моими личными поисками, идеями и решениями некоторых психических проблем. Много лет занимаюсь построением диалектической теории психики, причем независимо от существующих научных знаний и теорий (см. например http://mhp-journal.ru/upload/2007_v2_n4/2007_v2_n4_04.pdf ).
Проблема в том, что теории научной психологии не дают лично мне основы для понимания и снятия регулярно возникающих психических кризисов - состояний неуверенности и неопределенности. Вместе с тем сильное абстрактное мышление позволяет искать и находить оригинальные решения возникающих проблем.
К сожалению это не в русле научной психологии и меня практически никто не понимает. Возможно и здесь я не найду единомышленников, но "попытка не пытка".
Подробнее о теории можно посмотреть на моем сайте http://psychom.narod.ru/ .
|
|
| |
psychom | Дата: Пятница, 24.05.2019, 12:05 | Сообщение # 3 |
Стучащийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Убежал
| Лично для меня понятие "диалектическая психология", это прежде всего поиск идеи: как работает моя психика; почему иногда все получается, а иногда наоборот; что делать, если все плохо. Диалектика указывает путь для этого - развитие психики и личности, а РАЗВИТИЕ, в свою очередь, это "единство и борьба противоположностей". В применении к психической активности можно найти и наблюдать такие противоположности-противоречия как: абстрагирование-конкретизация; эмоциональность-рациональность; анализ-синтез; обобщение-выделение особенностей; знания-умения...и т.д. и т.п.
Рассмотрение взаимодействия таких противоположностей позволяет увидеть психические взаимосвязи и закономерности, на основе которых, я надеюсь, и будет создана удовлетворительная и перспективная теория человеческой психики. А пока мы в основном довольствуемся или практическими личными наблюдениями, или ИДЕЯМИ, высказываемыми разными "специалистами-экспертами".
Ну что ж, человек тем и отличается от животных, что живет идеями. Это и вера в бога, это и различные другие идеологии. Вот я и предлагаю в качестве очередной идеологии - ИДЕОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ. Разумеется это очень индивидуально: каждый верит в то, что больше ему подходит. У меня вот так сформировалось, но уверен, что найдется немало людей, которым это может подойти и понравиться.
|
|
| |
psychom | Дата: Воскресенье, 26.05.2019, 13:50 | Сообщение # 4 |
Стучащийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Убежал
| Только что нарисовал схему строения психики, как я ее вижу...
Сообщение отредактировал psychom - Воскресенье, 26.05.2019, 14:02 |
|
| |
psychom | Дата: Воскресенье, 26.05.2019, 14:02 | Сообщение # 5 |
Стучащийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Убежал
|
В последнее время лично для меня особенно интересным и важным представляется отношение между умениями и знаниями.
Умения или навыки, это хорошо закрепленная память о совершаемых движениях или действиях и используемая для совершения дальнейших и новых поведенческих поступков. Располагается эта память, по моим наблюдениям, в височной части левого полушария мозга. Это так называемое учебное мышление, где формируются и используются всевозможные умения и навыки, в том числе умение думать, познавать, воспринимать окружающий мир.
Размещается получаемая информация в других частях психики:
образном мышлении
логическом мышлении;
абстрактном мышлении;
рациональном мышлении;
воображении.
Информационные образы, представления, понятия, располагаемые в данных мышлениях, и есть знания, формируемые, управляемые и используемые умениями; точнее восприятием, частью которого является учебное мышление.
Что первичнее: умения или знания - важный вопрос. Наверное умение первичнее, потому что если нет умений, то не может быть и познания. Но и от знаний зависит процесс приобретения умений, тем более, что со знаниями связаны эмоции - основная мотивационная функция психики человека. Противоречия между умениями и знаниями как раз и выражаются психическими кризисами: неудовлетворенностью, неуверенностью, неопределенностью. Приходится или учиться (приобретать умения), или конкретизировать знания (образы, представления).
У большинства людей подобные процессы происходят неосознанно, т.к. работают внутрипсихические механизмы саморегуляции и такие люди ведут волевой образ жизни, хотя всем людям, без исключения, приходится искать субьективный смысл жизни. Вот и в данном случае смыслом жизни является разрешение психических противоречий - развитие.
Сообщение отредактировал psychom - Среда, 29.05.2019, 12:49 |
|
| |
psychom | Дата: Пятница, 31.05.2019, 10:57 | Сообщение # 6 |
Стучащийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Убежал
| АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
Когда-то, очень давно, я заинтересовался, что такое "анализ" и "синтез". Но ничего не нашел вразумительного ни в литературе (интернета тогда еще не было), ни у специалистов. Пришлось разбираться самому. Теоретически было понятно, что "анализ" это деление целого на части, в том числе и в умственной сфере; "синтез" - соединение частей в целое. Но вот как это происходит в психике и конкретно в моей психике - это оказалось большим вопросом, особенно в связи с регулярно возникающими кризисами.
Но главное здесь - задуматься: и постепенно научился и анализировать, и синтезировать. Оказалось, что данные умственные процессы напрямую зависят от индивидуальных умений человека: чем больше человек "умеет", тем лучше получается анализировать и синтезировать.
По всей вероятности большинство людей даже не заморачиваются данной проблемой, у них это решается "автоматически", на уровне рефлексов. А если задуматься и понять, что анализ и синтез, это и есть противоположности, благодаря которым происходит психическое развитие личности?!
По мере углубления знаний о закономерностях функционирования своей психики я нашел, что АНАЛИЗ лучше получается в образном мышлении (воображении), а СИНТЕЗ - в правополушарном абстрактном мышлении. Причем КРИЗИСЫ как раз и возникают из-за противоречивости образов в данных мышлениях и "снимаются они опять же целенаправленным анализом и синтезом - это процесс "конкретизации" образов. В дальнейшем выяснилось, что есть люди "АНАЛИТИКИ" и есть "СИНТЕТИКИ", то есть те у кого лучше получается анализировать или синтезировать. Но разумеется есть и те, у кого способности и к тому, и к другому - это особо талантливые люди. Ведь способность к синтезу, на мой взгляд, это и есть способность к ТВОРЧЕСТВУ.
Сообщение отредактировал psychom - Пятница, 31.05.2019, 18:42 |
|
| |
миха | Дата: Понедельник, 17.06.2019, 13:44 | Сообщение # 7 |
Знающий
Группа: Модераторы
Сообщений: 373
Статус: Убежал
| Интересная теория... Дальше будет?
|
|
| |
psychom | Дата: Вторник, 18.06.2019, 13:53 | Сообщение # 8 |
Стучащийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Убежал
| Будет. Вот сейчас думаю над темой "Диалектика мотива и цели". Что такое цель? Довольно сложное понятие: и обьективное и субьективное одновременно; абстрактное и конкретное; эмоциональное и рациональное. Поэтому интересно рассмотреть взаимосвязи этих сторон. В частности, как взаимоотносятся целеполагание и эмоциональные мотивы. Часто можно наблюдать, как цель становится мотивом и наоборот...
Я медленно пишу, но, надеюсь, оригинально. Если интересно - ждите.
|
|
| |
psychom | Дата: Четверг, 20.06.2019, 16:05 | Сообщение # 9 |
Стучащийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Убежал
| ДИАЛЕКТИКА ЦЕЛИ И МОТИВА
Что такое цель? Довольно сложное понятие: и обьективное и субьективное одновременно; абстрактное и конкретное; эмоциональное и рациональное. Поэтому интересно рассмотреть взаимосвязи этих сторон. В частности, как взаимоотносятся целеполагание и эмоциональные мотивы. Часто можно наблюдать, как цель становится мотивом и наоборот: ЦЕЛЬ - МОТИВ - ЦЕЛЬ.
Целеобразование происходит по всей психике: это и логическое мышление, и абстрактное, и образное, и рациональное. Но в первую очередь человек УМЕЕТ это делать, т.е. научился в процессе жизни находить, придумывать, ставить перед собой цели и задачи. Но мало уметь, надо еще знать и хотеть, а иногда еще и верить в какие-то идеи, принципы, правила.
Как бы мы ни относились к эмоциям, без эмоциональных желаний\нежеланий не могло бы функционировать целеобразование, а также и реализация целей. Хотя кое-кто считает, наверное, что эмоции не нужны, если есть сильная воля. Но такая точка зрения зависит от индивидуальных особенностей человека и я считаю, что она ошибочная.
Вот посмотрите, как работают эмоциональные мотивы.
Мотив радости - образуется, как соединение эмоции радости с образом, отражающим состояние индивида в ситуации, расширяющей его возможности. Образ может быть абстрактным или конкретным (конкретизированным), отражающим реальную ситуацию или воображаемую, имевшую место в прошлом или предполагаемую в будущем. Но в любом случае содержанием образа должна быть ситуация расширения возможностей данной личности. Если этот образ есть отражение настоящей реальности, то индивид испытает состояние радости-удовлетворения. В противном случае образованное желание побудит его к поиску путей достижения воображаемой ситуации, иначе говоря, к реализации мотива.
Страх, как эмоциональное желание, образуется при соединении эмоции страха и образа, отражающего опасную и неопределённую ситуацию или состояние недостаточной информированности о ситуации. Соответственно, этот мотив создаёт психическое состояние неудовлетворения и побуждает или избегать такие ситуации, или предпринимать действия по их устранению.
Мотив совести побуждает человека не совершать поступков, которые он осуждает в других людях.
Эмоциональные мотивы радости, страха, злости и совести присущи правополушарному абстрактно-образному мышлению. Они проявляются тогда, когда функционирует само это мышление.
Эмоциональные мотивы левополушарного восприятия аналогичны образным мотивам: они представляют собой соединения разнообразных эмоций и соответствующих им представлений особенностного мышления. Это юмор, любопытство, удовольствие, неудовольствие, удовлетворение, восхищение, симпатия, антипатия, отвращение, страдание, горе, обида, грусть, испуг, гнев, зависть, презрение, уважение, гордость. Проявляются эти желания в ходе актов восприятия, когда особенностное мышление задействовано вместе с логическим, а также и при самостоятельной, отдельной работе особенностного мышления. В самом логическом мышлении никаких эмоций нет вообще.
В учебном мышлении есть две эмоции: интерес и честолюбие. Интерес побуждает к обследованию объектов окружающего мира, познанию их детальной структуры. Честолюбие - это стремление к приобретению умений, стремление быть лучше других, уметь лучше других.
Особую роль в жизни человека играют амбиции. Амбиции, это набор эмоций особенностного мышления, состоящий из гордости, уважения, зависти и презрения. В целом они побуждают к достижению превосходства над другими людьми. Для личности такое стремление выполняет двойную роль. С одной стороны - защита от унижения, обид, посягательств на какие-то права, свободы; с другой - соревнование, соперничество с другими людьми за лидерство, более высокое место в социальной иерархии, которая, между прочим, сама порождается человеческими амбициями.
Самый сильный, всё себе подчиняющий мотив в психике человека - вера в какие-то идеи-идеологии (религиозные, например). Этот мотив выражается эмоцией долженствования ("я должен это сделать", "надо"), соединённой с абстрактными представлениями зоны мотива долженствования, синтезирующими разные стороны жизнедеятельности индивида, а также идеи и жизненные принципы. По своему доминирующему характеру этот мотив определяет всю совокупность психической, физической и социальной активности личности. С другой стороны, долженствование само зависит от уровня развития индивида, от внешних и внутренних условий и тем самым задаёт направленность психического развития.
Помимо эмоциональных мотивов на жизнь человека большое влияние оказывают так называемые чувства: любовь и ненависть. Это тоже сложные образования, состоящие из идеологических представлений, долженствования, физиологических потребностей и опять же эмоциональных желаний или нежеланий. Любовь и ненависть, так же как идеологии, образуют то, что мы называем смыслом жизни человека; их объектом может быть, в принципе, кто угодно или что угодно.
Ну вот, с диалектической точки зрения существуют обьективные (физиологические) закономерности, связывающие данные психические явления и процессы в единое целое - человеческую психику. Лично я не делю психику на сознание и подсознание: при определенных навыках можно наблюдать практически все явления своей психики. Другое дело, что это пока что не наука, а некая умозрительная теория, помогающая жить хотя бы одному человеку в этом мире - мне.
|
|
| |
psychom | Дата: Четверг, 20.06.2019, 16:07 | Сообщение # 10 |
Стучащийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Убежал
| Модераторы, удалите этот повтор, у меня не получается...
ДИАЛЕКТИКА ЦЕЛИ И МОТИВА
...
Сообщение отредактировал psychom - Суббота, 22.06.2019, 14:52 |
|
| |
psychom | Дата: Понедельник, 12.08.2019, 13:53 | Сообщение # 11 |
Стучащийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Убежал
| ИДЕЯ РАЗВИТИЯ - АНТИДЕПРЕССАНТ
Что такое депрессия? По личному опыту знаю, что бывают состояния, когда зацикливаешься на прошлых событиях. Это присходит или в результате длительных отрицательных переживаний, или резких событий, несущих сильные эмоции. При этом мысли (если они есть) становятся мрачными: о том, как все сейчас плохо и как было хорошо когда-то. Мысли эти ограничены некими рамками, за пределы которых выйти не получается и непонятно что делать.
Так вот, если принять за основу понимание, что у меня (у тебя) депрессия и что я (ты) зациклен на прошлых событиях, то логичным будет начать думать о будущем или хотя бы попытаться. Естественно, это не всегда получается, но нужно пытаться снова и снова - ведь только думая о будущем можно принять решение, как и что делать дальше. А формула "НАДО ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ" всегда этому способствует и, как показывает моя личная многолетняя практика, помогает выйти из кризиса.
В этом смысле ИДЕЯ РАЗВИТИЯ тоже является превосходным антидепрессантом, так как практически всегда нацеливает человека, принимающего эту идею, на перспективу будущих успехов; теоретически и практически достигаемых благодаря повышению уровня умений, знаний, физической подготовки, отношений с другими людьми и обществом.
Не знаю, наверное и другие идеологии, если люди в них верят, оказывют положительное влияние на психическое состояние отдельной личности (а иногда и большого сообщества людей), но лично мне ближе моя теория диалектической психологии, потому и пишу об этом.
p.s. Есть еще Шоковое состояние, которое, на мой взгляд, мало чем отличается от депрессии. Просто люди часто заявляют, что "я в шоке", но не хотят признаваться, что "у меня депрессия". Это естественно, так как одни легко преодолевают шоковые состояния, у других же это может продолжаться несколько дней и даже месяцев...
Если кого-то затрагивает данная тема - комментируйте, обсудим.
|
|
| |
psychom | Дата: Воскресенье, 13.10.2019, 11:57 | Сообщение # 12 |
Стучащийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Убежал
| "КОРИДОР АКТИВНОСТИ"
Известный актер Владимир Машков в одном из интервью сказал, что иногда его очень выручает понятие "коридор активности". Ну типа, бывают нервные заморочки, когда трудно сосредоточиться на работе и тогда человек просто напоминает себе о "коридоре активности". И это "срабатывает", т.е. сознание становится яснее, а ситуация определеннее. Никаких подробностей в том интервью не было (да и нигде больше не встречал), но я сразу понял этого артиста.
Дело в том, что иногда и у меня бывают психические кризисы, которые я интерпретирую как противоречие между левополушарными эмоциональными мотивами и, с другой стороны, правополушарными рациональными планами. Т.е. в левом полушарии образуются какие-то абстрактные фантазии, чего-то хочется; но одновременно рациональное мышление, которое вообще-то отличается практичностью и "приземленностью" - определяет и требует чего-то другого. У большинства людей такие противоречия снимаются "автоматически", за счет физиологического единства сознания и внутренних умений поддерживать такое единство.
Лично у меня такого "единства" нет, поэтому когда-то давно мне сначала пришлось найти словесную формулу "комплексный мотив", которая реально снимала кризис. Потом переделал ее в "компромиссный мотив" - это когда понял, что надо искать компромисс между сторонами противоречия. Потом еще был "радикальный мотив"...
Но больше всего мне подошла формула Машкова "КОРИДОР АКТИВНОСТИ". Т.е. если вы ощущаете потребность в чрезмерной активности, побуждаемой эмоциями, и испытываете абсолютную пассивность, создаваемую рациональным анализом ситуации и противоречием с эмоциональными фантазиями, то это приводит к депрессивному состоянию. Но между верхней и нижней границами активности есть зона оптимальной активности, которая определяется поиском и нахождением относительного компромисса - ей и надо следовать.
Разумеется не всем и не всегда помогает данная формула, но может кому-то интересно познакомиться с предлагаемой точкой зрения и даже попытаться применить ее на практике.
|
|
| |
|
|